Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Константин Дмитриевич Ушинский, русский педагог, основоположник научной педагогики в России

Константин Дмитриевич Ушинский. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Константин Дмитриевич Ушинский (3 марта 1823 – 22 декабря 1870) – русский педагог, основоположник научной педагогики в России.

Краткие биографические данные

Родился в 1823 году в Туле. Отцом был отставной офицер, мелкопоместный дворянин, мать умерла рано. Образование получил в гимназии Новгород-Северского (Черниговская губерния). По окончании гимназии в 1840 году поступает в Московский университет, где учится на юридическом факультете.

В 1844 году, закончив университет в качестве кандидата юриспруденции, остался на кафедре с целью подготовки к получению профессорского звания.

В 1846 году переезжает в Ярославль, где получает должность исполняющего обязанности профессора камеральных наук Демидовского лицея. Наличие либеральных взглядов, глубокой эрудиции, простоты в обращении с учениками привело к недовольству со стороны руководства лицея, в 1849 году К.Д. Ушинский покидает лицей.

После ухода с работы не мог найти преподавательскую работу, поэтому делал переводы статей из иностранных журналов, писал рецензии и обзоры.

Переезжает в Санкт-Петербург, где начинает работать столоначальником департамента иноземных вероисповеданий.

В 1854 году преподавал русскую словесность при Гатчинском Сиротском институте. Печатает статьи о собственном видении воспитания и образования в России в «Журнале для воспитания», тесно сотрудничает с журналами «Современник», «Библиотека для чтения».

В 1859 году был приглашён на работу в Смольный институт благородных девиц в качестве инспектора классов, где реализует ряд прогрессивны изменений: вводит в практику обучение на русском языке, открывает педагогический класс, осуществляющий подготовку воспитателей, организует проведение совещаний и конференций педагогов, а для воспитанниц – каникулярные и праздничные дни.

«Константин Дмитриевич Ушинский, русский педагог, основоположник научной педагогики в России» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В 1862 году в связи с конфликтами с начальницей, покидает институт и уезжает за границу с целью лечения и ознакомления с постановкой обучения и воспитания зарубежных учреждений образования, за пять лет К.Д. Ушинским были посещены Швейцария, Германия, Франция, Бельгия, Италия

Находясь за границей, в 1864 году были написаны и изданы учебные книги «Родное слово» и «детский мир», которые являлись первыми массовыми и общедоступными российскими учебниками для начального обучения детей. Кроме того, Ушинским был написан ряд методических руководств по осуществлению педагогами и родителями обучения и воспитания детей.

В середине 60-хх гг. Возвращается в Россию, занимался написанием фундаментального труда «Человек как предмет воспитания», который вышел в двух томах, третий том педагогу не удалось закончить.

После ряда трагических событий, покупает дом в Киеве, уезжает на лечение в Крым, где в 1870 году в Одессе умирает.

Похоронен в Киеве.

Вклад в науку

В истории педагогической мысли в России К.Д. Ушинский наиболее известен как основатель научной педагогики в России. Педагогическая концепция педагога строилась на реализации идеи народности, в качестве приоритета отдавалось предпочтение русскому языку при организации обучения и воспитания детей. Важное место в педагогических трудах Ушинского занимала идея труда, который педагогом признавался ведущим фактором развития личности.

Замечание 1

В качестве основополагающих принципов, К.Д. Ушинским были обосновано введение принципов сознательности и активности, наглядности, последовательности, доступности, прочности.

Другими не менее важными идеями для обучения в России стали следующие:

  • опора педагогики на результаты исследования других наук (анатомия, физиология, психология, история и т.д.);
  • формирование патриотизма и любви к Родине;
  • требование гуманного отношения к детям;
  • важность формирования нравственных качеств личности;
  • выделение средств нравственного воспитания (обучение, пример педагога, убеждение, поощрение и взыскание);
  • в качестве условия обучения школьников описал необходимость класса, имеющего твёрдый состав учащихся, твёрдого расписания, проведения фронтальных занятий во взаимосвязи с индивидуальными, при этом учитель выполняет ведущую роль, кроме того, описаны различные виды занятий на уроке, обосновал некоторые дидактические особенности урока
  • необходимость использования наблюдения;
  • необходимость включения в процесс обучения устного народного творчества;
  • введение и распространение звукового аналитико-синтетического обучения чтению, который был реализован в «Родном слове».

Основные труды

Замечание 2

Основными трудами педагога являются учебные книги и методические рекомендации для педагогов по осуществлению обучения и воспитания детей, теоретические исследования в области дидактики.

Самыми значительными из них являются:

  • Человек как предмет воспитания;
  • Детский мир;
  • Родное слово;
  • О народности в общественном воспитании;
  • Три элемента школы и ряд других.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.10.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot