О коммуникативном обучении
В различной педагогической литературе мы часто можем видеть упоминание принципа коммуникативного обучения. Основываясь на названии, мы часто предполагаем, что этот принцип регулирует наличие постоянной коммуникации между учителем и учеником, принцип, который обеспечивает наличие прочного канала связи, по которому передаётся учебная информация. Однако на самом деле принципы коммуникативного обучения (это целая совокупность идей) характерны в первую очередь для обучения иностранным языкам.
Принцип коммуникативного обучения призван максимально приблизить процесс обучения языку к тому, как происходит реальная коммуникация. Он утверждает, что научиться говорить на иностранном языке можно только говоря на этом языке в процессе обучения.
Главная задача обучения языку - научить человека говорить на изучаемом языке, спокойно и быстро на нём общаться. В первую очередь обучающимся дают знания о том, как доносить свои мысли до собеседника в понятной форме. Традиционный и коммуникативный принципы обучения, своего рода противоположности, прибегают к разному способу реализации этих задач.
Традиционное обучение, которое преобладает, например, в институтах и университетах, а также в специализированных школах по изучению иностранных языков, использует следующую схему обучения. Сначала изучаются правила языка, затем данные правила применяются в построении предложений, а после закрепляются посредством упражнений. В традиционном обучении ученики всегда переводят свои мысли с родного языка на иностранный в уме. Это обучение позволяет хорошо изучить грамматику, научиться читать и писать на иностранном, а также обзавестись довольно большим словарным запасом.
Коммуникативный же принцип обучения является более современным и более популярным. Он объединяет в себе идеи других способов обучения, дополняя их своими нововведениями. Активнее всего данный принцип применяется в зарубежных школах иностранного языка. Приоритетным направлением работы в коммуникативном методе является живое общение. Поэтому на занятиях, как правило, присутствуют носители языка, а ученики применяют полученные знания в реальных условиях. Данный принцип, как показывает практика, гораздо лучше формирует у обучающихся способность свободно выражать свои мысли на другом языке - вероятно, из-за большого количества практики.
Изначально данный принцип применялся только для обучения говорению, однако со временем, когда были замечены все преимущества этого метода, его стали применять и для обучения письму.
Во время занятий, построенных на основе коммуникативного принципа, ни ученики, ни преподаватели не говорят на родном языке - только на изучаемом.
Понимать друг друга и строить общение помогают:
- мимика,
- жесты,
- использование различных наглядных примеров (аудио- и видеозаписей, фотографий, схем и так далее).
Это реализация принципа наглядности обучения.
Очень важной частью коммуникативного обучения является изучение языка в контексте культуры его родной страны. Язык - это элемент культуры, существующий в контексте данной культуры. Ученики наряду с правилами и идиомами изучают также географию, историю и особенности страны, язык которой они изучают. Они могут обращаться к литературе и прессе данной страны, слушать её музыку, смотреть фильмы на её языке. Всё это способствует лучшему пониманию изучаемого языка. Овладение иноязычной культурой необходимо для хорошей межкультурной коммуникации.
Принципы коммуникативного обучения
Самым важным и самым базовым принципом коммуникативного обучения является принцип речевой направленности, что и зафиксировано в названии данного метода. Иностранный язык изучается посредством общения. Занятия ориентированы не на теорию, а на практику. Познание языка происходит через коммуникацию на этом языке. Поэтому упражнения в данном методе обучения максимально похожи на ситуации реального общения: так ученики смогут быстрее и качественнее увеличить свой лексикон и научиться корректно использовать грамматические правила. Если какая-либо фраза неприменима в реальном разговоре, она не изучается.
За принципом речевой направленности следует принцип функциональности. Он предполагает, что все ученики должны иметь представление о том, что же им может дать овладение изучаемым иностранным языком. То есть главным объектом усвоения в данной системе являются не правила, а то, как эти правила применять; не средства языка, а те функции, которые эти средства выполняют.
Основой коммуникативного обучения является принцип ситуативности, о котором мы уже говорили выше. Этот принцип диктует необходимость обучения языку на реальных ситуациях, на примере которых ученики могут понять, как грамотно и по делу использовать те или иные слова и правила. Принцип ситуативности применим также и к темам выбираемых преподавателем ситуаций. Говорить стоит о том, что ученики могут понять, и о том, что ученикам будет интересно.
Чтобы качественно освоить язык, нужно фокусироваться на на изучении языка, а на понимании окружающей действительности посредством этого языка.
Принцип новизны обязывает преподавателя предоставлять ученикам разные речевые ситуации, обеспечивать новизну материала. Нужно менять темы обсуждения, партнёров для общения, условий, текстов, упражнений и так далее. Данный принцип обеспечивает сохранение эффективности учебного процесса, частью которого всегда является активная мыслительная деятельность.
Весьма распространенной формой работы на занятиях по иностранному языку является работа в парах или небольших группах. Этот способ даёт обучающимся возможность поправлять друг друга, прислушиваться друг к другу и никого не оставляет “за бортом” процесса обучения. В этих же группах или парах могут быть реализованы такие упражнения, как разыгрывание сценок и диалогов. Даже самые простые по сюжету ситуации создают условия реального общения, на что, собственно, и направлено коммуникативное обучение.
Большую роль играет принцип личностной ориентации общения. Он гласит, что любая речь всегда индивидуальна, поскольку все люди чем-то отличаются друг от друга. Все по-разному выражают свои мысли, по-разному умеют слушать; у всех разный жизненный опыт и разные мировоззрения. Люди говорят с разной скоростью, с разным уровнем культуры, интонируя фразы по-своему. Все люди обладают разными интересами, профессиями, семьями и так далее. И принцип личностной ориентации общения предлагает не игнорировать все эти особенности, а использовать их в процессе обучения, делая его более интересным и информативным.