Понятие и сущность принципов обучения
Принципы обучения – это ряд дидактических требований по подбору методов и средств организации и реализации процесса обучения.
Впервые принципы обучения были выделены и описаны в труде Я. А. Коменского «Великая дидактика». Описанные Коменским принципы обучения являются традиционными, проверенными временем. В последующем, работой над принципами обучения занимался К. Д. Ушинский, который добавил еще несколько принципов, тем самым расширив их перечень.
На сегодняшний день, помимо традиционных принципов обучения выделяют ряд современных. Появление современных принципов обучения связано с тем, что постепенно к процессу обучения предъявляются новые требования, что влечет за собой изменения в организации учебного процесса. Современные педагогические принципы активно внедряются в процесс обучения, наряду с традиционными.
Использование принципов обучения является обязательным при организации и реализации учебного процесса. При этом педагог опирается не на какой-то один принцип, а на их комплекс. Только комплексное применение принципов обучения гарантирует эффективность учебного процесса и достижения цели обучения.
Характеристика принципов обучения
- Принцип сознательности и активности. Данный принцип основан на том, что ученик должен осознавать для чего он получает знания, мотивирован на учебный процесс. Во время обучения ребенок не просто механически слушает и воспринимает учебный материал. Каждый ученик является активным и равноправным участником учебного процесса. Наравне с педагогом он должен быть заинтересован в эффективности обучения.
- Принцип наглядности. Согласно данному принципу в процессе подачи учебного материала, для эффективности его усвоения, педагог использует не только словесные приемы, но и различные наглядные средства. Под наглядными средствами понимают различные плакаты, схемы, иллюстрации, макеты и т.д. Наглядности могут быть созданы педагогом, а могут быть приведены в их естественной среде (во время экскурсий, походов, прогулок и т.п.). Суть наглядности заключается в ее влиянии на чувственность ребенка, она позволяет увидеть действие или предмет в его естественном виде или проявлении. Главным условием является оптимальность наглядности в процессе обучения, то есть наглядность – это в первую очередь средство, а не цель урока.
- Принцип систематичности и последовательности. Данный принцип предусматривает такое построение учебного процесса, который подчинен строгой системе, на основании учебных планов, программ, расписаний и т.д. Обучение строится по схеме «от простого к сложному», то есть постепенное, логичное изучение учебного материала.
- Принцип прочности. Цель данного принципа – это усвоение учебного материала на долгое время, получение крепких и прочных знаний в изучаемой области. Достижение данной цели возможно путем создания положительного отношения ученика к процессу обучения и получению знаний. Основой прочности знаний является повторение пройденного ранее материала и закрепление посредством различного рода творческих заданий, упражнений и т.п.
- Принцип доступности. Данный принцип основан на том, что процесс обучения строится исходя из индивидуальных возможностей учащихся. Под индивидуальными возможностями понимают возрастные и умственные способности, потребности ребенка в новых знаниях, его прежний жизненный опыт и т.д. Подача учебного материала строится на основании имеющегося у ребенка опыта и исходя из его возможностей. В том случае, если педагог преподносит слишком сложную информацию, то она не будет воспринята учениками. В случае же, если учебный материал напротив слишком легкий, то процесс обучения будет не интересен и может возникнуть снижение общего интереса к процессу обучения.
- Принцип научности. Основой данного принципа является то, что весь процесс обучения строится исходя из последних достижений науки, весь представляемый учащимся учебный материал является современным и актуальным. В процессе обучения педагог знакомит детей с новыми открытиями, рассказывает об их значимости в жизни общества.
- Принцип связи теории с практикой. Основан на том, что все теоретические знания, которые ученик получает в процессе обучения, должны быть подкреплены практической деятельностью. То есть по итогам изучения теоретической части урока, закрепление пройденного материала должно осуществляться путем решения задач, упражнений, выполнения различного рода творческих заданий и т.д.
- Принцип создания оптимальных условий обучения. Данный принцип основан на том, что для эффективности обучения и усвоения учебного материала педагог должен создать оптимальные условия для каждого ученика. Под оптимальными условиями, в рамках данного принципа, понимается доброжелательная и уважительная атмосфера, установление доверительных отношений между педагогом и учеником, комфортная психологическая среда.
- Принцип индивидуально ориентированного диалогового обучения. Данный принцип основан на установлении между педагогом и учащимися отношений, основанных на диалоге. То есть необходимо исключить авторитарный стиль общения, который господствовал на протяжении длительного времени, особенно в школах советского периода. Подача учебного материала происходит не в стандартной форме, как это было принято раннее, а в форме диалога, когда педагог не навязывает ученикам свои взгляды, позволяет высказать свою точку зрения, обсудить полученную информацию и т.д.
- Принцип творческого, развивающего обучения. Данный принцип предусматривает развитие у каждого учащегося умения самостоятельно мыслить, находить нестандартные пути решения, умения размышлять и т.д. Основой этого принципа является девиз «учить учиться».
- Связь обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности. Все полученные учащимися знания, должны быть связаны с их жизненным опытом. В процессе обучения педагог не просто преподносит учебный материал, но и объясняет для чего необходимо его изучение, где и как полученные знания пригодятся и могут быть использованы в реальной жизни. Так же педагог учит детей навыкам применения полученных знаний в повседневной жизни.
- Принцип гуманизации обучения. Основой данного принципа выступает личность учащегося. Согласно принципу гуманизации обучения во главе учебного процесса стоит личность ученика. Учащиеся являются равноправными участниками процесса обучения.