Сущность и структура процесса профессионального воспитания
Воспитание – это организованный процесс, направленный на создание эффективных условий по усвоению общественно-исторического опыта подрастающего поколения.
В процессе воспитания детей готовят к общественной жизни, труду, взаимодействию с окружающими, а также осуществляется духовное обогащение личности ребенка.
Профессиональное воспитания – это целенаправленный процесс движения личности к самостоятельно и добровольно выбранной профессии.
Цели профессионального воспитания:
- освоение профессиональных идеалов и ценностей;
- духовное обогащение, расширение духовных мотивов и интересов;
- обогащение нравственных и эстетических чувств;
- формирование прикладных умений, навыков и привычек опыта саморефлексии.
Важным условием профессионального воспитания является не только освоение знаний и умений конкретной профессии, но и личностная направленность человека.
Процесс профессионального воспитания находится во взаимосвязи с культурно-антропологическим подходом. Данный подход определяет ценность и значимость личности каждого человека. Согласно этому подходу человек определяется как созидатель духовных и материальных ценностей.
Компоненты профессионального воспитания
Основными компонентами профессионального воспитания являются:
Духовная культура будущего специалиста:
- Эмоциональное воспитание. Компонент эмоционального воспитания включает в себя формирование таких качеств личности как: одухотворенность, сопереживание, милосердие искренность, благородство, сдержанность и т.д.
- Экологическое воспитание, направленное на формирование экологического мышления, навыков поведения в природе, желания сохранять и оберегать природу и природные памятники.
- Валеологическое, гендерное и физическое виды воспитания. Направлены на сохранение и укрепление здоровья, формирования положительного отношения к занятиям физической культурой и ЗОЖ.
Гражданское и национальное воспитание включает в себя:
- уважение и любовь к Родине, ее истории;
- формирование положительного отношения к соблюдению законов, гражданских прав и свобод;
- развитие активной гражданской позиции;
- формирование общественной активности;
- формирование умения адаптироваться к новым условиям;
- воспитание таких качеств как толерантность, любовь к малой Родине, любовь и уважение к истории своего народа, языку, почитание народных традиций и т.д.
Нравственно-эстетическая культура будущего специалиста, предусматривает:
- Эстетическое воспитание, направленное на формирование духовных ценностей, утонченности, гармонии и эстетической культуры. Эстетическое воспитание направлено на формирование таких качеств личности специалиста как эстетические вкусы, чувства, идеалы и поведение.
- Этическое и нравственное воспитание, направлено на формирование профессиональной этики специалиста и находится во взаимосвязи с организационной культурой.
Профессиональная культура будущего специалиста, находится во взаимосвязи с учебной и профессиональной деятельностью. Для того, чтобы специалистом была усвоена профессиональная культура, необходимы:
- Профессиональные знания – важный компонент профессиональной воспитанности, направленные на расширение кругозора, эрудиции и профессиональных убеждений.
- Профессионально-важные качества личности специалиста, представлены такими качествами как: компетентность, профессиональное мастерство и культура, ответственность, самообразование, терпимость и т.д.
- Практические умения и навыки, включают в себя: познавательные, организационные, коммуникационные и т.д.
Таким образом, профессиональное воспитание состоит из совокупности компонентов, каждый из которых является важным в формировании и воспитании личности специалиста.
Основные принципы профессионального воспитания
Принципы профессионального воспитания – это фундаментальные идеи, на которые опираются все участники воспитательного процесса.
Цели профессионального воспитания достигаются в том случае, если педагогами организован эффективный воспитательный процесс, основанный на следующих принципах:
- Принцип социальной направленности. Данный принцип основан на развитии социальной активности учащихся школ, для последующего выбора ими специальности и профессии. Принцип социальной направленности основан на государственной стратегии развития общества и страны в целом. Он направлен на выполнение государственного заказа потребности в специалистах.
- Принцип гуманистической направленности профессионального воспитания. Данный принцип подразумевает уважительное отношение к личности каждого учащегося, уважение его профессионального выбора. Принцип гуманизации предусматривает сотрудничество педагога и учащихся в воспитательно-образовательном процессе, обеспечение равного участие в нем.
- Принцип единства профессионального обучения и воспитания. Данный принцип подразумевает, что невозможно полноценное профессиональное становление и развитие личности человека в том случае, если процесс обучения оторван от воспитания. Всякое воспитание находится во взаимосвязи с обучением и базируется на нем. В то же время обучение нуждается в воспитательном подкреплении.
- Принцип демократизации. Данный принцип направлен на обеспечение необходимых демократических норм в процессе обучения и воспитания учащихся, исключение принуждения, формализма и авторитаризма.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации. Согласно данному принципу процесс воспитания должен быть ориентирован на индивидуальные возможности и потребности каждого учащегося. Исходя из этого, осуществляется подбор наиболее эффективных методов, форм, средств и приемов воспитания.
- Принцип творческого начала. Приоритет разнообразной творческой деятельности в профессиональном и личностном становлении будущих специалистов.
- Принцип комплексного воздействия на когнитивную, эмоциональную и практическую сферы деятельности личности будущего специалиста - обеспечение целостности формирования профессиональной воспитанности.