Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Принципы профессионального воспитания

Сущность и структура процесса профессионального воспитания

Определение 1

Воспитание – это организованный процесс, направленный на создание эффективных условий по усвоению общественно-исторического опыта подрастающего поколения.

В процессе воспитания детей готовят к общественной жизни, труду, взаимодействию с окружающими, а также осуществляется духовное обогащение личности ребенка.

Определение 2

Профессиональное воспитания – это целенаправленный процесс движения личности к самостоятельно и добровольно выбранной профессии.

Цели профессионального воспитания:

  • освоение профессиональных идеалов и ценностей;
  • духовное обогащение, расширение духовных мотивов и интересов;
  • обогащение нравственных и эстетических чувств;
  • формирование прикладных умений, навыков и привычек опыта саморефлексии.

Важным условием профессионального воспитания является не только освоение знаний и умений конкретной профессии, но и личностная направленность человека.

Процесс профессионального воспитания находится во взаимосвязи с культурно-антропологическим подходом. Данный подход определяет ценность и значимость личности каждого человека. Согласно этому подходу человек определяется как созидатель духовных и материальных ценностей.

Компоненты профессионального воспитания

Основными компонентами профессионального воспитания являются:

Духовная культура будущего специалиста:

  1. Эмоциональное воспитание. Компонент эмоционального воспитания включает в себя формирование таких качеств личности как: одухотворенность, сопереживание, милосердие искренность, благородство, сдержанность и т.д.
  2. Экологическое воспитание, направленное на формирование экологического мышления, навыков поведения в природе, желания сохранять и оберегать природу и природные памятники.
  3. Валеологическое, гендерное и физическое виды воспитания. Направлены на сохранение и укрепление здоровья, формирования положительного отношения к занятиям физической культурой и ЗОЖ.
  4. Гражданское и национальное воспитание включает в себя:

    • уважение и любовь к Родине, ее истории;
    • формирование положительного отношения к соблюдению законов, гражданских прав и свобод;
    • развитие активной гражданской позиции;
    • формирование общественной активности;
    • формирование умения адаптироваться к новым условиям;
    • воспитание таких качеств как толерантность, любовь к малой Родине, любовь и уважение к истории своего народа, языку, почитание народных традиций и т.д.
«Принципы профессионального воспитания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Нравственно-эстетическая культура будущего специалиста, предусматривает:

  1. Эстетическое воспитание, направленное на формирование духовных ценностей, утонченности, гармонии и эстетической культуры. Эстетическое воспитание направлено на формирование таких качеств личности специалиста как эстетические вкусы, чувства, идеалы и поведение.
  2. Этическое и нравственное воспитание, направлено на формирование профессиональной этики специалиста и находится во взаимосвязи с организационной культурой.

Профессиональная культура будущего специалиста, находится во взаимосвязи с учебной и профессиональной деятельностью. Для того, чтобы специалистом была усвоена профессиональная культура, необходимы:

  1. Профессиональные знания – важный компонент профессиональной воспитанности, направленные на расширение кругозора, эрудиции и профессиональных убеждений.
  2. Профессионально-важные качества личности специалиста, представлены такими качествами как: компетентность, профессиональное мастерство и культура, ответственность, самообразование, терпимость и т.д.
  3. Практические умения и навыки, включают в себя: познавательные, организационные, коммуникационные и т.д.
Замечание 1

Таким образом, профессиональное воспитание состоит из совокупности компонентов, каждый из которых является важным в формировании и воспитании личности специалиста.

Основные принципы профессионального воспитания

Определение 3

Принципы профессионального воспитания – это фундаментальные идеи, на которые опираются все участники воспитательного процесса.

Цели профессионального воспитания достигаются в том случае, если педагогами организован эффективный воспитательный процесс, основанный на следующих принципах:

  1. Принцип социальной направленности. Данный принцип основан на развитии социальной активности учащихся школ, для последующего выбора ими специальности и профессии. Принцип социальной направленности основан на государственной стратегии развития общества и страны в целом. Он направлен на выполнение государственного заказа потребности в специалистах.
  2. Принцип гуманистической направленности профессионального воспитания. Данный принцип подразумевает уважительное отношение к личности каждого учащегося, уважение его профессионального выбора. Принцип гуманизации предусматривает сотрудничество педагога и учащихся в воспитательно-образовательном процессе, обеспечение равного участие в нем.
  3. Принцип единства профессионального обучения и воспитания. Данный принцип подразумевает, что невозможно полноценное профессиональное становление и развитие личности человека в том случае, если процесс обучения оторван от воспитания. Всякое воспитание находится во взаимосвязи с обучением и базируется на нем. В то же время обучение нуждается в воспитательном подкреплении.
  4. Принцип демократизации. Данный принцип направлен на обеспечение необходимых демократических норм в процессе обучения и воспитания учащихся, исключение принуждения, формализма и авторитаризма.
  5. Принцип индивидуально-личностной ориентации. Согласно данному принципу процесс воспитания должен быть ориентирован на индивидуальные возможности и потребности каждого учащегося. Исходя из этого, осуществляется подбор наиболее эффективных методов, форм, средств и приемов воспитания.
  6. Принцип творческого начала. Приоритет разнообразной творческой деятельности в профессиональном и личностном становлении будущих специалистов.
  7. Принцип комплексного воздействия на когнитивную, эмоциональную и практическую сферы деятельности личности будущего специалиста - обеспечение целостности формирования профессиональной воспитанности.
Дата последнего обновления статьи: 02.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot