Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Принципы нравственного воспитания

Определение 1

Нравственное воспитание – это процесс по формированию нравственности у подрастающего поколения, выражающий потребность общества в сознательных и полноценных членах, протекающий у каждого индивидуально и в общем стихийно.

Понятие нравственного воспитания

На сегодняшний день одной из важнейших задач любой образовательной организации является нравственное воспитание личности ребенка. Потребность в нравственном воспитании обусловлена все более возрастающей роли нравственных начал и морали личности.

Замечание 1

Нравственное воспитание ребенка – это процесс, направленный на полноценное и всестороннее формирование личности ребенка, становление у него положительного отношения к Родине, обществу, окружающим людям, труду и самому себе.

В процесс нравственного воспитания у ребенка формируются такие качества личности как патриотизм, товарищество, активное и реальное отношение к окружающей действительности, уважительное отношение к труду и людям, понимание своего «Я» и его положение в обществе.

Цель нравственного воспитания – формирование у детей системы нравственных отношений, основанных на моральных нормах и ценностях.

Задачи нравственного воспитания:

  1. Группа задач направлена на формирование нравственного механизма: представлений, привычек, норм, чувств, поведения.
  2. Группа задач отражает потребность в людях, имеющих ряд определенных нравственных качеств.

Сущность нравственного воспитания

Механизм нравственного воспитания личности ребенка состоит из ряда последовательных и взаимосвязанных этапов:

  1. Формирование представления о сущности нравственности и морали, необходимости их овладением.
  2. Формирование мотивов, направленных на приобретение необходимых нравственных качеств.
  3. Становления положительного отношения к социальным и нравственным чувствам.
  4. Формирование и развитие привычек того или иного нравственного качества.
  5. Воспитание нравственного поведения и поступков.
  6. Формирование и развитие нравственных качеств личности.
«Принципы нравственного воспитания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Методы нравственного воспитания:

  • метод формирования нравственного воспитания
  • метод стимулирования нравственного поведения
  • метод осознания значимости нравственного поведения

Средства нравственного воспитания:

  • художественные средства (рисование, лепка, аппликация и т.д.);
  • природные средства (экскурсии, наблюдения и т.п.);
  • собственная деятельность ребенка;
  • общение со сверстниками и взрослыми на нравственные и этические темы (беседы, рассказы и т.п.);
  • окружающая обстановка.

Содержание нравственного воспитания:

  • Гуманность
  • Коллективизм
  • Дружелюбие
  • Отзывчивость
  • Взаимопомощь
  • Нравственные нормы
  • Культура отношений и поведения
  • Патриотизм
  • Гражданственность

Специфика нравственного воспитания:

  1. Содержание общественной морали, необходимость внедрения норм общественного и индивидуального нравственного создания и поведения каждого ребенка.
  2. Своеобразие цели и задач нравственного воспитания, особенности проявления нравственной воспитанности или невоспитанности.
  3. Включенность в процесс нравственного воспитания иных форм воспитания: трудового, умственного, этического, физического и т.д.

Основные принципы нравственного воспитания

Эффективность процесса нравственного воспитания во многом зависит от принципов, которыми руководствуется педагог. Основными принципами нравственного воспитания являются:

  1. Принцип целенаправленности. Согласно данному принципу весь процесс воспитания должен быть направлен на формирование и развитие нравственных качеств личности ребенка, с целью воспитания нравственно самодостаточной и самостоятельной личности.
  2. Принцип взаимосвязи нравственного воспитания и жизни воспитанников. Данный принцип направлен на то, чтобы показать детям как нравственные качества реализуются в повседневной жизни. К чему приводит добро и зло, милосердие и жестокость, правда и ложь и т.д. Реализация этого принципа осуществляется в процессе бесед, чтения художественной литературы, обсуждений поступков и т.д.
  3. Принцип согласованности в воспитании. В процессе воспитания родители и педагоги образовательного учреждения должны поддерживать связь для того, чтобы использовать одни и те же методы и средства по формированию нравственных качеств у ребенка. В том случае, если будут использованы разные методы и средства, то результата такое воспитание не принесет. У ребенка может сформироваться искаженное представление о нравственности и нравственном поведении.
  4. Принцип воспитания в коллективе, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Данный принцип направлен на то, что самое эффективное воспитание личности ребенка возможно только в коллективе и посредством коллектива. Однако важно учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника.
  5. Принцип сознательности и активность. Данный принцип состоит в том, что нравственное воспитание будет эффективным только в том случае, если ребенок осознает приемы и средства воспитания на осознанном уровне и принимает активное участие в педагогическом процессе.
  6. Принцип уважения и требовательности. Данный принцип ориентирован на то, что педагог обязан уважительно относится к каждому своему воспитаннику, но при этом проявлять требовательность в вопросах воспитания.
  7. Принцип опоры на положительные качества. Согласно данному принципу воспитание ребенка протекает в коллективе, который оказывает на него влияние, задача педагога выделить и показать ребенку положительные и отрицательные качества, поддержать в выборе линии поведения и т.д.
  8. Принцип учета индивидуальных особенностей. Данный принцип имеет в виду необходимость строить работу и с учетом особенностей разных групп и категорий воспитывающих.
  9. Принцип ведущей роли педагога в организации нравственного воспитания. Успех зависит от умелого проведения воспитательной работы, от искусного подхода к детям, от организации деятельности. Все это обусловливает ведущую роль учителя в нравственном воспитании.
Дата последнего обновления статьи: 30.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot