Нравственное воспитание – это процесс по формированию нравственности у подрастающего поколения, выражающий потребность общества в сознательных и полноценных членах, протекающий у каждого индивидуально и в общем стихийно.
Понятие нравственного воспитания
На сегодняшний день одной из важнейших задач любой образовательной организации является нравственное воспитание личности ребенка. Потребность в нравственном воспитании обусловлена все более возрастающей роли нравственных начал и морали личности.
Нравственное воспитание ребенка – это процесс, направленный на полноценное и всестороннее формирование личности ребенка, становление у него положительного отношения к Родине, обществу, окружающим людям, труду и самому себе.
В процесс нравственного воспитания у ребенка формируются такие качества личности как патриотизм, товарищество, активное и реальное отношение к окружающей действительности, уважительное отношение к труду и людям, понимание своего «Я» и его положение в обществе.
Цель нравственного воспитания – формирование у детей системы нравственных отношений, основанных на моральных нормах и ценностях.
Задачи нравственного воспитания:
- Группа задач направлена на формирование нравственного механизма: представлений, привычек, норм, чувств, поведения.
- Группа задач отражает потребность в людях, имеющих ряд определенных нравственных качеств.
Сущность нравственного воспитания
Механизм нравственного воспитания личности ребенка состоит из ряда последовательных и взаимосвязанных этапов:
- Формирование представления о сущности нравственности и морали, необходимости их овладением.
- Формирование мотивов, направленных на приобретение необходимых нравственных качеств.
- Становления положительного отношения к социальным и нравственным чувствам.
- Формирование и развитие привычек того или иного нравственного качества.
- Воспитание нравственного поведения и поступков.
- Формирование и развитие нравственных качеств личности.
Методы нравственного воспитания:
- метод формирования нравственного воспитания
- метод стимулирования нравственного поведения
- метод осознания значимости нравственного поведения
Средства нравственного воспитания:
- художественные средства (рисование, лепка, аппликация и т.д.);
- природные средства (экскурсии, наблюдения и т.п.);
- собственная деятельность ребенка;
- общение со сверстниками и взрослыми на нравственные и этические темы (беседы, рассказы и т.п.);
- окружающая обстановка.
Содержание нравственного воспитания:
- Гуманность
- Коллективизм
- Дружелюбие
- Отзывчивость
- Взаимопомощь
- Нравственные нормы
- Культура отношений и поведения
- Патриотизм
- Гражданственность
Специфика нравственного воспитания:
- Содержание общественной морали, необходимость внедрения норм общественного и индивидуального нравственного создания и поведения каждого ребенка.
- Своеобразие цели и задач нравственного воспитания, особенности проявления нравственной воспитанности или невоспитанности.
- Включенность в процесс нравственного воспитания иных форм воспитания: трудового, умственного, этического, физического и т.д.
Основные принципы нравственного воспитания
Эффективность процесса нравственного воспитания во многом зависит от принципов, которыми руководствуется педагог. Основными принципами нравственного воспитания являются:
- Принцип целенаправленности. Согласно данному принципу весь процесс воспитания должен быть направлен на формирование и развитие нравственных качеств личности ребенка, с целью воспитания нравственно самодостаточной и самостоятельной личности.
- Принцип взаимосвязи нравственного воспитания и жизни воспитанников. Данный принцип направлен на то, чтобы показать детям как нравственные качества реализуются в повседневной жизни. К чему приводит добро и зло, милосердие и жестокость, правда и ложь и т.д. Реализация этого принципа осуществляется в процессе бесед, чтения художественной литературы, обсуждений поступков и т.д.
- Принцип согласованности в воспитании. В процессе воспитания родители и педагоги образовательного учреждения должны поддерживать связь для того, чтобы использовать одни и те же методы и средства по формированию нравственных качеств у ребенка. В том случае, если будут использованы разные методы и средства, то результата такое воспитание не принесет. У ребенка может сформироваться искаженное представление о нравственности и нравственном поведении.
- Принцип воспитания в коллективе, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Данный принцип направлен на то, что самое эффективное воспитание личности ребенка возможно только в коллективе и посредством коллектива. Однако важно учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника.
- Принцип сознательности и активность. Данный принцип состоит в том, что нравственное воспитание будет эффективным только в том случае, если ребенок осознает приемы и средства воспитания на осознанном уровне и принимает активное участие в педагогическом процессе.
- Принцип уважения и требовательности. Данный принцип ориентирован на то, что педагог обязан уважительно относится к каждому своему воспитаннику, но при этом проявлять требовательность в вопросах воспитания.
- Принцип опоры на положительные качества. Согласно данному принципу воспитание ребенка протекает в коллективе, который оказывает на него влияние, задача педагога выделить и показать ребенку положительные и отрицательные качества, поддержать в выборе линии поведения и т.д.
- Принцип учета индивидуальных особенностей. Данный принцип имеет в виду необходимость строить работу и с учетом особенностей разных групп и категорий воспитывающих.
- Принцип ведущей роли педагога в организации нравственного воспитания. Успех зависит от умелого проведения воспитательной работы, от искусного подхода к детям, от организации деятельности. Все это обусловливает ведущую роль учителя в нравственном воспитании.