Понятие и сущность дидактических принципов воспитания
Воспитание – это организованный процесс, направленный на формирование личности ребенка, передачи ему жизненного опыта.
Основной целью воспитания является подготовка всесторонне развитой личности, способной полноценно существовать в рамках современного общества.
Эффективность процесса воспитания во многом зависит от соблюдения основных принципов воспитания.
Впервые принципы воспитания были выделены и описаны Я.А. Коменским в книге «Великая дидактика». Данные принципы являются фундаментальными. С течением времени изменялись требования, предъявляемые к процессу воспитания детей, развивалась педагогика и дидактика. В связи с чем, возникла необходимость дальнейшей разработки современных и актуальных принципов воспитания. Одним из наиболее весомых вкладов, в развитие принципов воспитания, был сделан К.Д. Ушинским, который выделил ряд дидактических принципов, признанных базовыми наравне с теми, что описал Я.А. Коменский.
Принципы воспитания подразделяются на группы, в зависимости от вида воспитания: принципы физического воспитания, принципы специального воспитания и т.д. Ведущими принципами воспитания являются дидактические.
Дидактические принципы воспитания – это основополагающие компоненты (методы, средства, приемы, технологии), на которые опирается педагог при организации и реализации воспитательного процесса.
Опора на принципы воспитания, гарантирует организацию эффективного воспитательного процесса и достижение поставленной цели. В связи с чем, к принципам воспитания предъявляется ряд требований:
- Обязательность. Данное требование подразумевает, что принципы воспитания – это не рекомендации или советы, которые педагог может соблюдать или нет на свое усмотрение, это обязательные условия организации воспитательного процесса.
- Комплексность. Использование принципов воспитания предусматривает их совокупность (комплексность). При этом все принципы используются одновременно, то есть фронтально, а не по цепочку друг за другом.
- Равнозначность. Все принципы воспитания равнозначны по своей значимости. Использование их должно осуществляться на равных условиях и в равной мере.
Характеристика дидактических принципов воспитания
Система дидактических принципов воспитания включает в себя:
Принцип целенаправленности. Данный принцип означает, что вся воспитательная работа, ее содержание, используемые методы, средства и приемы должны подчиняться одной общей цели.
Принцип комплексности предусматривает единство методов, средств и задач, а также преемственность развития и воспитания ребенка в образовательной организации (ДОО, школе и т.д.) и семье. Помимо этого необходимо соблюдать единство воздействия на сознание, чувство и поведение ребенка во время педагогического процесса.
Принцип воспитания в деятельности. Данный принцип ориентирует на то, что необходимо максимально использовать возможности каждого вида деятельности в воспитании ребенка. Педагогу необходимо учитывать ведущую деятельность каждого возрастного периода и стараться делать упор на нее.
Принцип гуманизма предусматривает уважительное отношение к личности каждого ребенка, соблюдение его прав и свобод. В процессе воспитания педагог должен проявлять педагогический такт по отношению к каждому ребенку, проявлять уважение, чуткость, доверие и любовь к детям. Ни в коме случае не допускается навязывание своих взглядов и мыслей как истинно верных. Требовательность педагога к детям опирается на индивидуальность личности, при этом нельзя помещать ребенка и его процесс становления в определенные рамки и шаблоны. Педагог должен понимать и принимать, что каждый ребенок растет и развивается индивидуально, у каждого свои потребности и возможности, все это необходимо уважать и принимать.
Принцип опоры на положительное в ребенке. Педагогу необходимо находить и выявлять положительные качества личности каждого воспитанника, и стараться развивать именно их. Такая работа будет способствовать тому, что в последующем ребенок будет стремиться совершенствовать свое поведение. Подчеркивание недостатков, особенно при других детях, не способствует избавлению от них. Педагог должен тактично направлять ребенка на «борьбу» с отрицательными качествами и их преодоление самим ребенком.
Принцип воспитания в коллективе. Согласно данному принципу полноценное воспитание личности не возможно вне коллектива. Это связано с тем, что в коллективе дети учатся взаимодействовать друг с другом, учитывать интересы окружающих, подчинять личное общественному, получать элементарные навыки коллективной жизни. Значимость воспитания ребенка в коллективе и коллективом проявляется в следующем:
- формирование у детей таких чувств и качеств как: товарищество, уважение к окружающим, дружелюбие, гуманность, взаимопомощь и т.д.
- формирование общественной направленности своего поведения, то есть умение сочетать личные интересы и интересы коллектива (общества);
- раскрытие индивидуальности каждого ребенка;
- формирования умения проявлять свои знания и свое отношение к окружающим людям;
- возможность упражняться в нравственном поведении и поступках;
- взаимно влиять друг на друга.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Для каждого возраста определяются конкретные задачи воспитания. С учётом возрастных особенностей детей применяются соответствующие методы и приемы воспитания и намечается его конкретное содержание. В процессе воспитания необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка, определяемые своеобразием его нервной деятельности, условиями жизни и воспитания в семье. Успех воспитания зависит от внимательного изучения педагогом поведения каждого ребенка к применения соответствующих методов и приемов его воспитания.