Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – это период жизни ребенка от 6-ти до 10-ти лет, во время которого он проходит обучение в начальной школе.
Ведущим видом деятельности ребенка младшего школьного возраста является учение. Именно в этом виде деятельности ребенок формируется и развивается.
В школьном возрасте дети познают науки, расширяют и пополняют собственный кругозор. В основном происходит развитие интеллектуально-познавательной сферы психики ребенка, появляются новые психические новообразования и совершенствуются уже имеющиеся.
В общем, школьный период можно характеризовать интенсивным развитием у детей мыслительных, познавательных, сенсорно-перцептивных, мнемонических и иных функций.
Дети младшего школьного возраста с охотой идут в школу, у большинства из них стремление к получению новых знаний и умений. С момента поступления в школу у детей меняется социальная позиция, они становятся – школьниками. Большое значение для дальнейшего обучения в школе имеют полученные до школы знания (в ДОУ, семье и т.д.).
Одной из особенностей младшего школьного возраста, которую следует учитывать педагогам школы, является то, что в 7-мь лет дети переживают один из психологических кризисов.
Активная модель организации жизни в начальной школе
Основой модели обучения детей в начальной школе является учет базовых знаний, умений и навыков (ЗУН), которыми должны овладеть все учащиеся по окончанию обучения. В частности, все дети по окончанию начальной школы должны уметь считать, писать и читать. Кроме того, определены и общенаучные знания, которыми должны овладеть дети – это умение самостоятельно осуществлять поиск информации, сравнивать факты, анализировать, излагать свои мысли письменно и устно, принимать решения и делать выбор. Все указные ЗУН являются фундаментальными, так как без них невозможно получить в дальнейшем необходимые профессиональные навыки и жизненные умения.
Помимо ЗУН, в настоящее время, все более актуальным становится получение детьми необходимых компетенций, под которыми понимаются знания и навыки в конкретной практической области или ситуации.
Кроме ЗУН и компетенций, большое значение имеет развитие у детей младшего школьного возраста некоторых личностных качеств, таких как умение сопереживать, чувствовать прекрасное в произведениях искусства и окружающей природе, уметь давать адекватную оценку собственному поведению, поступать в соответствии с общепризнанными правилами и принципами.
Основным направление обучения в начальных классах является развитие у детей индивидуализации. Каждый ребенок должен воспринимать себя как индивидуальную личность, наделенную определенными способностями и умениями. Задача педагога воспитать детей так, чтобы они были единым коллективом, но при этом осознавали собственную значимость и уникальность.
Таким образом, особенностью обучения в начальной школе является всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка. В связи с чем, важным является правильный подбор методов, средств и приемов обучения и воспитания в начальных классах.
Организация пространства начальной школы и класса
Основой преподавания в начальных классах является правильно организованная окружающая среда школы и непосредственно класса, где учатся дети. Общепринятым является организация одного учебного кабинета, в котором дети занимаются на протяжении четырех лет.
Учебный класс в начальной школе должен быть просторным и включать в себя место не только для размещения учебных парт, то есть непосредственно для обучения, но и место для отдыха, спокойных игр, чтения книг и общения детей между собой.
Для начальных классов (начальной школы), в здании общеобразовательной школы, отводится отдельный этаж или «крыло», которые организуются соответствующим образом. В начальной школе организуют не только обычные классы, но и технологические мастерские, лабораторные, компьютерный кабинет, библиотеку и т.д. Создание данных помещений необходимо в первую очередь для расширения кругозора детей и общего развития. В специально организованных помещениях проводятся внеклассные и внеурочные мероприятия, кружки, встречи, беседы и т.д.
Особое внимание необходимо уделить созданию многофункционального помещения, в котором учащиеся начальных классов смогут при необходимости пообщаться с социальным педагогом, психологом, коррекционным педагогом и т.д. Такое общение поможет получить детям ответы на интересующие их вопросы, осуществить коррекционную работу с учащимися, которым требуется помощь. Еще одним предназначением многофункционального помещения является предоставление детям возможности отдохнуть, избавиться от плохого настроения или снять напряжение.
Организация класса должна основываться на требованиях, предъявляемых к педагогическому процессу.
Например, класс следует оборудовать необходимой техникой, для того, чтобы сопровождать объяснения педагога мультимедийными средствами (презентациями, музыкой, видео и т.д.).
Деление класса на зоны способствует тому, что дети имеют возможность сменить деятельность. Это снимает напряжение, снижает утомляемость и усталость. Кроме того, во время перемен, дети должны иметь возможность удовлетворить собственные потребности в движении. Именно поэтому педагогам следует организовывать подвижные игры с учащимися.
Еще одним немаловажным фактором является расположение мебели в классе. Общепринятым размещением парт является построение их рядами, лицом к доске (учителю). Такое расположения – целесообразно и оправдано, так как «закрепляет» за учителем главенствующую роль. Учитель, являясь на уроке практически единственным источником информации, как правило, сообщая нечто, тем самым дает ответ на вопрос, который еще не возник в сознании учащихся. Все внимание обращено на педагога и позволяет организовать учебный процесс качественно и на должном уровне.