Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Преподавание русского языка в начальных классах

Специфика преподавания русского языка в начальных классах

Обучение русскому языку в начальной школе имеет свою специфику, обусловленную:

  1. Возрастом учеников и особенностями их мыслительной деятельности. Поскольку у младших школьников недостаточно сформировано абстрактное мышление, они не могут усвоить отвлеченные грамматические категории и уловить сложные закономерности в построении синтаксических конструкций.
  2. Отсутствием первоначальной языковой подготовки. Задача языкового образования сводится к тому, чтобы заложить основы знаний и умений для дальнейшего изучения языка и его закономерностей.
  3. Необходимостью не только изучать системно-структурное строение языка, но и сформировать навыки письма и чтения.
  4. Становлением новой формы речи — письменной, которая станет ведущей на протяжении школьного обучения.
  5. Основополагающей ролью русского языка как универсального средства познания. Поскольку преподавание осуществляется на русском языке, от его успешного усвоения зависят учебные достижения по другим предметам.

Обучение русскому языку в начальных классах преследует следующие цели и задачи:

  1. Научить школьника читать и писать, а также автоматизировать данные навыки.
  2. Обогатить его активный словарь, развить и расширить грамматический строй речи за счёт разнообразия синтаксических конструкций.
  3. Сформировать первоначальные представления о культуре речи в области произношения и словоупотребления, познакомить с языковой нормой и добиваться её соблюдения в речи.
  4. Развить орфографическую зоркость, сформировать необходимые орфографические умения, позволяющие ученикам овладеть навыками правописания и пользования орфографическим словарём.
  5. Привить любовь к систематическому чтению.

Принципы, на которых базируется обучение русскому языку в начальной школе, также отличаются спецификой:

  • Опора на устную речь учеников как первичную форму реализации языка.
  • Преобладание наглядно-действенных приёмов обучения над теоретическими.
  • Большая роль наглядности, в том числе иллюстративной.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Ориентация на звукобуквенный принцип обучения письму и чтению.
  • Применение игровых и здоровьесберегающих техник.
«Преподавание русского языка в начальных классах» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Овладение русским языком в начальной школе представляет собой ступенчатый процесс, который включает два этапа: подготовительный и основной.

На подготовительном этапе определяется готовность учеников к овладению грамотой, а также создаются необходимые предпосылки для успешного обучения: ученики знакомятся с основной коммуникативной единицей (предложением), уясняют разницу между устной и письменной речью, в процессе наблюдения над речевым потоком учатся вычленять звуки и характеризовать их.

Основной этап включает знакомство с буквами, развитие навыков их написания, овладение чтением и последующее изучение основ русского языка: первоначальных сведений о лексико-грамматических классах, орфографических правил, базовых понятий культуры речи.

Содержание обучения русскому языку в начальной школе

Содержание обучения русскому языку предполагает ответ на вопрос «Чему учить?» и связано с отбором дидактических единиц, их расположением и определением конкретных методов и приёмов их преподнесения.

Содержание обучения русскому языку в начальной школе предполагает:

  1. Подготовку к обучению грамоте. На данном этапе устанавливается наличие необходимых условий, обеспечивающих дальнейшее эффективное продвижение: нормально развитый слух, отсутствие речевых и фонематических дефектов, достаточный уровень знаний и мире и сформированный по возрасту словарь, умение вычленять звуки в речи, определять их место и характеристики, свободное пользование системой флексий языка в устной речи, умение поддержать беседу, составить небольшой рассказ или описание по картинке / иллюстрации.
  2. Сам процесс обучения грамоте включает добукварную подготовку, освоение букваря и овладение чтением. Основной принцип отечественной методики — аналитико-синтетический с опорой на звуковую сторону речи, то есть ученики овладевают сначала минимальными единицами речи (фонемами), учатся соотносить их с графемами, а затем переходят к целостному восприятию слов как определённых звуковых комплексов.
  3. Овладев умениями и навыками чтения и письма, ученики переходят к изучению грамматики языка. Первоначальные грамматические сведения носят практический характер: дети учатся делить слово на составные части, попутно знакомясь с его строением; узнают о общих грамматических значениях слов (предметность, свойство и действие), их роли в предложении; узнают о нормах орфографии и пунктуации (правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных, словарных слов, знаки завершения в конце синтаксических конструкций и разделения — внутри них).
  4. Попутно с изучением грамматики происходит усвоение норм культуры речи в аспекте требований к её качеству и обучение связной речи. Ученики знакомятся с композицией текста, учатся логично и грамотно излагать свои мысли, применяя на практике изученные языковые сведения. Большую роль в этом процессе играет чтение, поскольку оно знакомит учеников с образцовыми речевыми высказываниями, способствуют развитию языкового чутья, чувства стиля и художественного вкуса.

Важным моментом в обучении языку в начальной школе является систематическое повторение и обобщение изученного. Важно, чтобы языковые факты не существовали для детей разрозненно, но складывались в общую систему сведений о языке. Для этого необходимо постоянно актуализировать связи между изучаемыми явлениями. Так, при изучении грамматической темы «Склонение существительных» необходимо актуализировать сведения о родовой принадлежности слов, системе падежей, а также обратить внимание учеников на особенности окончаний и указать, что в дальнейшем данная тема будет изучаться более подробно.

Замечание 1

Преподавание русского языка в начальных классах должно вестись на строго научных принципах и с учётом современных методических подходов, что обеспечит формирование необходимых лингвистических и речевых компетенций для дальнейшего языкового образования.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 12.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot