Сущность группового метода обучения
Групповое обучение – это тип обучения, который организуется группой учащихся, выбравших или создавших совместную программу обучения.
Групповая работа на уроке – это учебно-познавательная деятельность, организуемая на уроке, которая предполагает функционирование различных малых групп, работающих над общими и специфическими заданиями учителя.
Группа – это некоторое количество учеников – 3-5 человек, которые временно объединены учителем или по собственной инициативе с целью выполнить учебное задание и обладают общей целью и функциональной структурой.
Во всех приведенных выше определениях говорится о создании небольших групп учеников, объединенных с целью выполнить общее задание.
Но групповая форма обучения и групповой способ обучения отличаются. Форма обучения образована от вида общения. В свою очередь организационные формы обучения определяют способы обучения.
Перспективы использования групповой работы на уроках иностранного языка для формирования коммуникативных навыков школьников
В первую очередь на уроках иностранного языка формируется цель изучения этого языка. Эта цель – развить способности школьников общаться на иностранном языке. Реализация данной цели зависит от формирования у учеников некоторых коммуникативных навыков:
- понимание иностранных фраз в зависимости от конкретной ситуации общения, речевых задач и коммуникативных намерений;
- осуществление своего коммуникативного поведения, соответствующего правилам общения и национально-культурным особенностям страны изучаемого языка.
На первой ступени обучения, то есть в начальной школе, реализуются следующие цели:
- способствовать раннему приобщению младших школьников к новому для них миру языков в период, когда у детей еще нет психологического барьера в использовании иностранных языков в качестве средства общения;
- развивать у детей готовность общаться на иностранном языке и позитивный настрой на дальнейшее его изучение;
- формировать простейшие навыки коммуникации в четырех типах речевой деятельности – говорения, аудирования, чтения и письма, учитывая речевые возможности и потребности младших школьников;
- знакомить учеников начальной школы с миром зарубежных ровесников, с иностранными песнями, стихами и сказками, а также другими образцами художественной литературы, доступными для детского понимания;
- приобщать детей к новому социальному опыту, предполагающему использование иностранного языка, посредством расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях, характерных семейному, бытовому, учебному общению, формировать представления о традициях и обычаях стран изучаемого языка;
- формировать отдельные лингвистические понятия, схожие в родном и иностранном языке, что развивает интеллект, речь и познавательные способности учащихся.
Групповая работа по иностранному языку предполагает отбор тематики и проблематики языка таким образом, что они ориентируются на интересы и потребности современных учащихся, учитывая возрастные группы и усиление деятельного характера обучения в целом.
Особое внимание, отбирая содержание обучения иностранному языку, следует уделить социокультурным навыкам и умениям, которые дают возможность адекватно представить культуру своей страны при иноязычном общении.
В рамках начального образования обучение иностранному языку направлено на формирование коммуникативной компетенции. В данном случае,
Коммуникативная компетенция – это способность гибкого и эффективного использования иностранного языка в пределах понимания и передачи информации.
Таким образом, коммуникативная компетенция – ведущая цель уроков иностранного языка, определяющая структуру урока.
Если рассматривать все преимущества систематической групповой работы по изучению иностранного языка, можно отметить следующие возможности:
- неоспоримое позитивное воздействие на развитие психических функций ребенка, то есть его памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения;
- стимулирующее воздействие на общие речевые способности детей;
- раннее приобщение к иностранному языку дает большой практический эффект в направлении повышения качества владения первым иностранным языком, создавая базу для продолжения его изучения в основной школе, а также демонстрирует ряд возможностей для обучения второму и последующим иностранным языкам;
- бесспорна и воспитательная и информативная ценность раннего обучения иностранным языкам, проявляющаяся более ранним вхождением ребенка в общечеловеческую культуру посредством общения на новом для него языке. При этом постоянно обращаясь к опыту ребенка, учитывая его менталитет, восприятие им действительности, дает детям возможность лучше осознавать явления собственной национальной культуры по сравнению с культурой стран изучаемого языка.
Изучение иностранных языков в групповой работе дает возможность ученикам формировать следующие коммуникативные навыки:
- правильное произнесение и различение на слух звуков, слов, словосочетаний и предложений в иностранном языке;
- соблюдение интонации основных типов предложений;
- овладение наиболее употребительной лексики в рамках тематики начального этапа, освоение продуктивного лексического минимума, объемом не менее 500 лексических единиц. Общий объем лексики, в том числе рецептивного лексического минимума, составляет не менее 600 лексических единиц;
- получение представлений об основных грамматических категориях иностранного языка, распознавание изученной лексики и грамматики во время чтения книг и аудирования, а также использование их в устном общении;
- понимание устной обращенной речи, опираясь на языковые догадки и визуальную составляющую;
- участие в диалогическом общении;
- овладение техникой чтения вслух, про себя с использованием приемов ознакомительного и изучающего чтения;
- написание кратких поздравительных и личных писем, заполнение анкет о себе;
- освоение элементарных сведений, касающихся страны изучаемого языка.