Преемственность в обучении – это плавный переход между этапами образовательной деятельности, между уровнями и ступенями обучения.
Преемственность в обучении играет важную роль при переходе с начального этапа обучения к обучению в средней школе и старших классах. Такая преемственность ориентирована на повышение качества образовательной деятельности и достижение новых образовательных результатов. Эти результаты, в первую очередь касаются личностного развития учащихся, активизации их познавательной заинтересованности и социальной адаптации.
Основы реализации принципа преемственности в обучении учащихся начальной и средней образовательной школы
Преемственность предполагает организацию четкой работы управленческого состава учебного заведения, координирующего деятельность педагогического состава.
Реализация принципа преемственности между этапом начального школьного обучения и переходом учащихся в среднее образовательное звено происходит по трем направлениям работы управленческого состава школы:
- Организация методической деятельности совместного характера. Она охватывает работу педагогов начального образования и педагогов среднего уровня школьного обучения для реализации разработок методического характера, учитывающих специфику обучения на уровне начального и среднего школьного образования.
- Проведение психолого-педагогического работы с учащимися начальной и средней школы. Такая работа ориентирована на диагностирование их потребностей, интересов, уровня развития. Эти данные ложатся в основу проектирования образовательных программ и создания условий плавного, последовательного перехода учащихся между ступенями обучения.
- Проведение психолого-педагогической работы с родителями учащихся. Она ориентирована на повышение педагогической компетентности родителей, их ознакомление с проблемами социальной адаптации и трудностями, испытываемыми детьми при переходе на новый этап обучения, а также способами борьбы с ними.
Реализация принципа преемственности, как работа по трем рассмотренным направлениям, предполагает построение учебного процесса определенной структуры, наличие идентичных структурных компонентов на этапе начального школьного и среднего школьного обучения, создание уроков единой структуры и предъявление к учащимся единых требований от педагогов начального и среднего школьного звена. При этом, должна быть намечена четкая связь между содержанием программ начального школьного и среднего школьного обучения: при переходе учащихся на этап обучения в средней школе отводится определенный временной промежуток на повторение материала, изученного на завершающем этапе начального школьного обучения. Также, на начальных этапах обучения в средней школе используются формы урочной и внеурочной деятельности, привычные учащимся и адаптированы под их меняющиеся, к этапу обучения в средней школе, образовательные потребности и психологические особенности развития.
Методические условия реализации преемственности между уровнями начального и среднего школьного обучения
Реализация преемственности в образовательном процессе начальной и средней школы должна быть тщательно организована и своевременно реализована. Здесь, важна ранняя реализация преемственности, чтобы минимизировать трудности перехода учащихся на новую образовательную ступень.
Методическими условиями реализации преемственности деятельности учителей начальных классов и педагогов-предметников, реализующих обучение учащихся средней школы, являются:
- Раннее определение педагогов-предметников и классных руководителей учащихся средней школы. Определение реализуется еще на этапе обучения учащихся в третьем-четвертом классах начальной школы;
- Посещение педагогами-предметниками уроков начальной школы – 4 класса, а также классными руководителями внеурочной деятельности начальной школы и иных мероприятий;
- Знание педагогами начальной школы образовательной программы пятого класса, а педагогами-предметниками программы четвертого класса начального школьного обучения по соответствующей дисциплине;
- Построение образовательной программы четвертого класса в опережающем темпе. Это означает, что учителя начальной школы знакомы с требованиями к учащимся пятых классов и дают им знания и навыки в соответствующем объеме (в некоторых случаях в более расширенном виде);
- Знакомство педагогов-предметников и учителей начальной школы с организационными особенностями учебного процесса и внесением в него соответствующих коррективов;
- Исследование педагогами средней школы методических основ деятельности учителей начальной школы, стиля их преподавания и творческого подхода к профессиональной деятельности;
- Формирование единых требований к организации занятий на этапе обучения в начальной и средней школе. Предполагается единство требований к устным ответам учащихся, к оформлению письменных работ, выполнению творческих работ, дисциплинарные требования, соблюдение режимных моментов, оценке образовательных успехов;
- Предварительное диагностирование педагогами-предметниками и классным руководителем уровня развития учащихся четвертого класса, их работоспособности, развитости концентрации внимания, восприятия;
- Организация совместной внеклассной работы и работы с родителями.
Соблюдение данных методических рекомендаций позволит упростить переход учащихся четвертых классов на новую ступень обучения, сохранив итоги обученности, уровень коммуникативного и познавательного развития. Это стабилизирует качественные параметры образования, проблемы при переходе на этап основного школьного обучения и погружения в новую атмосферу образовательной деятельности, с ростом количества дисциплин и видов образовательной деятельности.
Процесс преемственности ориентирован на создание условий удовлетворенности учащихся учебной деятельностью, школьной жизнью и сглаживание адаптации к новым условиям обучения и новым направлениям учебной деятельности при переходе на новый этап обучения.