Предпрофильная подготовка – это специально организованная деятельность, которая направлена на оказание обучающимся необходимой психолого-педагогической помощи в разработке вариантов дальнейшего обучения в профильных и непрофильных старших классах школы, а также в учреждениях профессионального образования.
Профильное обучение – это система специализированной подготовки учащихся старших классов, заключающаяся в том, чтобы сделать процесс обучения в старших классах общеобразовательной школы индивидуальным, соответствующим их ориентациями и запросами, способным направить учащегося на осознанный выбор будущей профессии.
Цель предпрофильной подготовки
Основной целью предпрофильной подготовки является формирование у выпускников готовности к определению и выбору собственной оптимальной образовательной траектории обучения.
Большое значение в предпрофильной подготовке занимает организованное преподавание дополнительных учебных дисциплин, представленное в виде комплекса факультативных занятий.
Основная задача введения дополнительных учебных дисциплин заключается в следующем:
- компенсирующая функция, направленная на устранение пробелов в знаниях учащихся;
- развивающая функция, направленная на решение практических задач и повышения уровня предметной подготовки учащихся.
Целесообразнее вводить предпрофильную подготовку учащихся с 9-го класса, посредством введения разнообразных практических занятий (например, разработка и представление проектов в различных сферах трудовой деятельности).
В процессе предпрофильной подготовки, реализуемые в рамках учебного заведения образовательные программы, представляют учащимся широкий спектр образовательных услуг по различным направлениям. Педагоги, занимающееся предпрофильной подготовкой учащихся, оказывают им помощь в поисках своего собственного пути развития. Совместно с учащимся и его родителями (опекунами) они могут спроектировать индивидуальную образовательную программу с учетом запросов и потребностей учащегося, а также реализуемой предпрофильной подготовкой.
Цель профильного обучения
Большое значение в дополнительном образовании имеет система профильного обучения.
Сущность профильного обучения состоит в организации образовательной деятельности, соответствующей способностям и интересам учащихся.
В рамках профильного обучения реализуются следующие варианты обучения:
- По основным образовательным дисциплинам.
- По различным направлениям обучения (политехническое, гуманитарное, естественнонаучное и т.д.).
- В зависимости от ориентируемого профессионального образования (высшее, среднее и т.д.).
- В зависимости от структуры образовательного процесса (соотношение прикладных и теоретических элементов обучения).
Основная цель профильного обучения – обеспечение учащимся старших классов и выпускникам школы необходимой подготовки к последующему профессиональному обучению.
В соответствии с концепцией профильного обучения, учащимся предоставляется возможность изучения трех типов учебных дисциплин:
Базовые – представлены учебными дисциплинами, являющимися основой обязательной общеобразовательной подготовки учащихся по программе полного среднего образования.
Профильные - учебные дисциплины, изучаемые учащимися на повышенном уровне, связанные с выбранным профилем подготовки.
Элективные – учебные дисциплины, являющиеся обязательными компонентами обучения, определяются по выбору учащегося. В свою очередь подразделяются на:
- надпредметные – направлены на повышение уровня изучения профильных предметов;
- межпредметные – направлены на расширение блока профильных предметов;
- практико-ориентированные – представлены прикладными дисциплинами различных видов деятельности.
Успешность организации профильного обучения в старших класса общеобразовательной школы необходимо соблюдать ряд условий:
- обеспечение многоуровневого обучения по различным предметам учебного плана школы;
- создание комплексной системы практико-ориентированного обучения учащихся с учетом выбранной сферы профессиональной деятельности;
- оказание психолого-педагогической помощи и сопровождения в рамках реализации индивидуального плана образовательной деятельности;
- использование всех ресурсов образования в комплексе.
Реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения
Предпрофильная подготовка и профильное обучение реализуются в рамках образовательного учреждения с привлечение педагогических кадров дополнительного образования. Только педагоги дополнительного образования способны обеспечить качественную подготовку учащихся, которая заключается в:
- Организация прикладных ориентационных курсов или разделов, профильного обучения или предпрофильной подготовки.
- Организация практической предпрофессиональной подготовки.
Полноценное функционирование системы профильного обучения и предпрофильной подготовки основано на ряде принципов:
- Принцип обеспечения равного доступа для всех учащихся школы к получению выбранной категории профильного обучения и предпрофильной полготовки.
- Принцип совмещения профессионально-ориентирующей и общекультурной функции школы.
- Принцип предоставления учащимся возможности смены профиля во время обучения.
- Принцип осознанности выбранного направления профильного обучения и предпрофильной подготовки.
- Принцип развития интереса к выбранной профессии в процессе обучения.
- Принцип ориентации на реальные потребности и возможности учащихся, а также потребности рынка труда конкретного региона.
В настоящее время общеобразовательная школа не является монополистом в сфере предоставления предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся выпускных классов. С этой целью все чаще создаются учреждения дополнительного образования, которые имеют колоссальный потенциал в подготовке учащихся и составлении индивидуально-личностного маршрута профильного обучения старшеклассников.