Основы организации внеурочной деятельности младших школьников
Внеурочная деятельность – это тип образовательной деятельности, осуществляемой в формах, которые отличаются от традиционной классно-урочной, и имеющей цель достичь планируемых результатов освоения программы начального общего образования.
Теоретики и практики начального образования считают, что в начальной школе внеурочная деятельность помогает решать ряд задач, в частности:
- обеспечить благоприятное протекание адаптации ребенка к началу обучения в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку младших школьников;
- создать дополнительные условия для развития личности ребенка;
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Внеурочная деятельность может быть организована по разным направлениям личностного развития: спортивно-оздоровительного, духовно-нравственного, социального, общеинтеллектуального, общекультурного.
Формы организации внеурочной деятельности также представлены разными типами деятельности: экскурсиями, кружками, секциями, круглыми столами, конференциями, диспутами, школьными научным обществами, олимпиадами, соревнованиями, поисковыми и научными исследованиями, общественно полезными практиками и пр. Эти формы определяет сама образовательная организация в зависимости от особенностей реализации основной образовательной программы НОО.
Внеурочная деятельность может быть обеспечена:
- вариативной частью основного учебного плана образовательной организации – спецкурсами, дополнительными образовательными модулями, школьными научными обществами, учебными научными исследованиями, практикумами и пр.;
- разработкой дополнительных образовательных программ самой образовательной организацией;
- учреждением дополнительного образования детей, в том числе учреждений культуры и спорта;
- организацией деятельности групп продленного дня;
- деятельностью классного руководителя;
- деятельностью других педагогических работников;
- инновационной деятельностью по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, включая те, что учитывают особенности региона проживания.
Важнейший итог внеурочной познавательной деятельности младших школьников – сформированные у них УУД, метапредметные умения и навыки, навыки коммуникации со сверстниками и взрослыми, познавательная активность и учебная самостоятельность. Иными словами, внеурочная деятельность школьников – такое же важное звено образовательно-воспитательной деятельности, как и учебная деятельность. Наиболее распространенная форма групповой внеурочной деятельности младших школьников – кружок.
Кружок как форма внеурочной работы с младшими школьниками
Кружок – наиболее распространенная форма групповой внеурочной деятельности в школе.
Кружок – это внеурочный вид предметного объединения учеников, основанный на добровольном посещении, включающий разнообразные формы коллективной деятельности, направленные на достижение запланированного образовательно-воспитательного результата.
Школьными кружками дополняется основная образовательная программа, и они представляют собой важную составляющую образовательной системы и воспитания учащихся, успешно объединяющую обучение, воспитание и развитие личности ребенка.
Работа в кружках воспитывает трудолюбие, целеустремленность учеников, расширяет их кругозор, развивает коммуникативные, творческие и когнитивные способности. При занятиях в кружках, дети получают более глубокие знания по интересному им предмету, развивают личностный потенциал, плодотворно планируют свое свободное время. Также занятия в кружках делают ребенка более дисциплинированным, приучая его к самоорганизации.
Для младших школьников в кружках часто проводят игры, соревнования, викторины. Это помогает поддержать интерес к занятиям, заставить детей снова приходить на кружок. Кроме игровых форм используют такие методы, как беседа, реферат, доклад, экскурсия, лабораторная или практическая работа, изготовление моделей или приборов, опыты и наблюдения и т.д.
Почикеева Н.М. в качестве одного из главных методических принципов организации кружковых занятий называла чередование разнообразных видов деятельности учеников.
Вторым важным методическим принципом выступает грамотная организация групповой и индивидуальной кружковой работы, адекватное распределение объема проделанной работы, чтобы никто из участников рабочей группы не было перегружен работой, но чувствовал личную ответственность и видел свой вклад в общее дело.
Еще одна значимая методическая составляющая – умение налаживать взаимоотношения и взаимодействия членов кружка между собой и с учителем. Это помогает формировать коммуникативные умения и навыки детей, формирует у них положительное отношение к сотрудничеству, воспитывает общественную направленность личности ребенка.
Педагогический процесс в кружковой работе базируется на нескольких основополагающих принципах:
- каждый участник работы на каждом новом занятии должен узнавать нечто новое и полезное для себя и делиться этой информацией с окружающими;
- на занятиях ученики должны уметь изложить изучаемый материал, показать друг другу освоенные приемы работы, то есть это принцип непрерывной передачи знаний;
- в кружке все постоянно учатся друг у друга, то есть реализуется принцип непрерывной передачи знаний;
- в кружках все работают совместно и помогают друг другу, то есть проявляется принцип всеобщего сотрудничества и взаимопомощи4
- учащиеся сознательно подходят к усвоению предоставляемого учебного материала. Педагог должен поддерживать их интерес и активность посредством использования активных методов обучения.
Положительные результаты учебно-воспитательного процесса достигаются только тогда, когда педагогический коллектив стремиться успеть за временем и детьми, учится работать творчески, базируясь на своем опыте, а также достижениях педагогической науки. Иными словами, современному учителю необходимо умело подходить к реализации нового стандарта второго поколения.