Предметно-пространственная среда образовательного заведения - это одна из составляющих всей среды образования , которая включает в себя организованное специальным образом пространство (участок, помещения и др.), оборудование, материалы, инвентарь, а также все то, что необходимо для развития обучающихся, учитывая особенности их возраста.
Предметно-пространственная среда дошкольного образовательного заведения
Младший дошкольный возраст. В данном случае, для того, чтобы потребности детей в активности и движении были удовлетворены, пространство должно быть большим. Если организовать правильную среду, каждый малыш сможет найти для себя занятие, проявить свои навыки и умения, обучиться взаимодействию с другими детьми и педагогами. При этом необходимо не исключать возможности проведения развивающих игр, так как это особенно благоприятно сказывается на эмоциональной составляющей ребенка.
Средний дошкольный возраст. В данной группе предметно-развивающая среда строится на основе предоставления детям места и времени для игр и занятий. Предусматривается определенное расположение игрушек и пособий, так как они не должны отвлекать их от свободного движения. Стоит оформить отдельное пространство, где ребенок мог бы остаться один для того, чтобы помечтать о чем-либо или подумать.
Старший дошкольный возраст. Когда дети достигают уровня старшей группы, у них происходят перемены с психологической точки зрения, так как теперь они для себя стали взрослыми, в сравнении с другими детьми из младших групп. Задача воспитателя в этом случае - помочь дошкольникам привыкнуть к их новому статусу. Среда для них оформляется с учетом предоставления каждому ребенку возможности заняться тем, что он любит. Оборудование и материалы располагаются зонировано, чтобы можно было заниматься в группах по интересам. Среди материалов должны присутствовать игрушки, развивающие игры, техническое оборудование и другое.
Предметно-пространственная среда в школе
Когда ребенок поступает для получения образования в школу, меняется его социальный статус, изменяется его обычная деятельность. Именно поэтому обучение должно быть построено таким образом, чтобы, не нанося вреда здоровью учеников, достигать воспитательных и образовательных целей. Также если организовать все правильным образом, адаптация поступивших в первый класс школьников, будет протекать намного легче.
В пространстве начальной школы стоит обозначить места, которые дети смогут всегда посетить. Они должны иметь отличительные особенности в соответствии с их предназначением - для игры, общения, уединения, спокойной работы, поиска информации и пр.
Зона обучения. К сфере данного пространства относится доска, как правило магнитно-маркерная, парты и стулья, а также место, где работает педагог. Данная зона должна соответствовать требованиям предоставления детям возможности решать задачи и заниматься исследованиями. Также в ней должно присутствовать необходимое оборудование для работы по разным видам деятельности, как в группах, так и один на один. Также в рассматриваемом пространстве предусмотрено расположение современных материалов (для экспериментов, конструкторы и пр.).
Творческая зона. Данное пространство включает в себя все то, что связано с творчеством школьников (рисунки, лепка, музыкальные инструменты, конструирование, ремесла). Существование такой среды формирует в детях осознание своей значимости, а также повышает их самооценку.
Зона отдыха. Данная зона должна быть оснащена игрушками, игровым оборудованием, нужными доя игр материалами, а также столом и стульями для настольной игры, массажными мячами и ковриками, пластмассовыми гантелями, скалками и кеглями. Также уместным будет размещение мягких диванов для чтения и общения. Приветствуется создание зеленых уголков, в которых ученики смогут ухаживать и наблюдать за растениями.
Зона коррекции. Данную среду можно также охарактеризовать в качестве зоны развивающих игр. Она предусматривает большое количество стеллажей с дидактическими играми, развивающими играми, играми, которые развивают процессы познания, мозаиками, шнуровками, пазлами и прочим.
Предметно-пространственная среда, которая организована должным образом, помогает каждому школьнику найти любимое занятие, научиться взаимодействию, обрести веру в свои способности и силы, позволяет радоваться и эмоционально хорошо относиться к школе, обеспечивает активную работу на занятиях, формирует благоприятный учебный процесс.
Предметно-пространственная среда в высшем образовательном учреждении
Есть множество условий, которые так или иначе влияют на ход обучения студентов в высшем учебном заведении. Одним из таких условий, несомненно, выступает предметно-пространственная среда.
Так, предметно-пространственную среду вуза составляют следующие элементы:
- планировка и архитектура здания, помещений и территории учебного заведения, прилегающей к основному зданию;
- особенности цветовой отделки кабинетов, а также освещение в них;
- комплектация и внешняя составляющая техники, мебели, учебных пособий;
- озеленение и окружающая природа.
Существует ряд предложений, которые позволяют сформировать среду таким образом, чтобы она оказывала благоприятное воздействие на студентов, на их обучение и развитие их личностных качеств:
- Неоднородность, разнообразность и сложность предметно-пространственной среды (она должна включать в себя разные компоненты, которые будут направлены на совершенствование деятельности).
- Возможность студентов менять виды деятельности, находясь в одном пространстве, то есть среда должна быть всеобъемлющей.
- Управляемость и гибкость среды и для преподавателей, и для студентов, что позволяет преподавателям менять, для реализации поставленных педагогических задач, функции изучаемых дисциплин, а студентам - проявлять свое стремление и активность.