Сущность психолого-педагогической диагностики
Психолого-педагогическая диагностика – это система, которая базируется на психолого-педагогической теории, методологии и методике, позволяющих давать точную оценку учебных достижений школьников, эффективности педагогической деятельности, развитию психических свойств, которые достигнуты группой или индивидом.
Цель психодиагностики – установить психологический диагноз в качестве заключения об актуальном состоянии психологических особенностей личности и дать прогнозе дальнейшего их развития.
При рассмотрении системы обучения детей, необходимо рассматривать психодиагностику в качестве важнейшего средства обеспечения обратной связи, то есть в качестве средства информационного обеспечения педагогического процесса. В этой системе любое педагогическое воздействие начинается сбором психодиагностической информации, чтобы осуществить обоснованный выбор наиболее адекватного воздействия и завершается повторным психодиагностическим обследованием, чтобы сравнить реальный результат воздействия с желательным.
Иными словами, психолого-педагогическая диагностика предполагает изучение личности школьников в процессе реализации индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании, чтобы его оптимизировать и создавать наиболее эффективные условия для развития ребенка.
Объект психолого-педагогической диагностики представлен всеми компонентами педагогического процесса: педагогом, учащимися, используемыми педагогическими средствами, действенностью форм организационного педагогического процесса.
Предмет психолого-педагогической диагностики – индивидуальные особенности развития и воспитания школьников.
Задачи и принципы психолого-педагогической диагностики
Условно все задачи, возникающие при взаимодействии педагога с психологом в школе, подразделяют на психолого-педагогические и психологические. Выделяют следующие типовые задачи психолого-педагогической диагностики:
- выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка;
- разработать индивидуальные развивающие и коррекционные программы обучения и развития;
- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
- определить условия воспитания ребенка и специфику внутрисемейных отношений;
- помочь в ситуациях с затруднениями в учебе;
- профессионально консультировать и ориентировать подростков;
- решать проблемы социализации и личностного развития.
Основными принципами психолого-педагогической диагностики являются:
- комплексный подход к изучению человека;
- единство диагностики и коррекции, учет зон актуального и ближайшего развития ребенка;
- личностный подход;
- деятельностный подход, учет ведущей деятельности ребенка;
- динамическое изучение ребенка, оценка динамики его развития;
- качественно-количественный подход в процессе анализа данных.
Этапы психолого-педагогической диагностики
Выделяют ряд этапов психолого-педагогической диагностики.
- Первый этап – изучить запрос, жалобу, вопрос, сомнение. Этот же этап предполагает выяснение степени создания общих представлений об объекте психодиагностике и типе психодиагностической задачи.
- Второй этап – сформулировать психодиагностическую проблему, то есть перевести запрос на психологический язык.
- Третий этап – выдвигать гипотезы, в качестве основного звена методологической части программы психолого-педагогического обследования.
- Четвертый этап – собрать дополнительную информацию, то есть изучить специальную литературу, опросить экспертов по имеющейся проблеме, анамнез, изучить личное дело, провести предварительные наблюдения и беседы.
- Пятый этап – сформулировать основную диагностическую задачу или несколько задач.
- Шестой этап – выбрать методику.
- Седьмой этап – разработать процедуру обследования, то есть способ организации и последовательность применения разных психодиагностических приемов, график намеченных мероприятий.
- Восьмой этап – провести психодиагностичекое обследование.
- Девятый этап – оценить и интерпретировать полученные результаты в соответствии с отдельными методиками, соотнести первичные данные и соответствующие нормы.
- Десятый этап – проанализировать результаты по всем полученным данным, то есть упорядочить все сведения в единую систему.
- Одиннадцатый этап – поставить диагноз.
- Двенадцатый этап – перевести диагноз на язык заказчика.
- Тринадцатый этап – построить общую формулу, структуру отчета в соответствии с результатами диагностического обследования.
- Четырнадцатый этап – сформулировать заключение, написать отчет, составить психологический портрет.
- Пятнадцатый этап – сформулировать прогноз.
- Шестнадцатый этап – составить рекомендации по дальнейшей работе с детьми.
- Семнадцатый этап – провести мониторинг изменений и диагностическое сопровождение психокоррекционной работы.
Центральное понятие для работы психолога с детьми – социально-психологический статус ребенка.
Социально-психологический статус ребенка – это система психологических характеристик ребенка или подростка.
В рамках данной практико-ориентированной модели, параметры школьной среды разделяются на две группы:
- психолого-педагогические требования, предъявляемые к ребенку школьной средой;
- особенности самого ребенка, оказывающие существенное воздействие на успешность обучения и развития.
Психолого-педагогический статус учащегося состоит из характеристик двух типов:
- критериальные – позволяют соотносить развитие наиболее важных психических сфер ребенка с разными нормативными показателями. На основании результата диагностики можно установить ряд определенных проблем обучения, поведения и личностного развития;
- констатирующие – выявляют психологические особенности школьник, учитывать которые необходимо, чтобы создавать полноценные условия для обучения и развития.