Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Практическая педагогика

Практическая педагогика как учебная дисциплина

Определение 1

Практическая педагогика – это учебная дисциплина, изучаемая студентами педагогических специальностей и, ориентированная на их подготовку к будущей профессиональной деятельности.

Как учебная дисциплина, практическая педагогика имеет свою методологию.

Методология практической педагогики представляет собой ориентацию работы педагога на формирование у студентов представления о значимости практической деятельности педагога и ее связи с теоретическими основами педагогики.

Практическая педагогика нацелена на:

  • Формирование представлений о методологии педагогики и ее основах;
  • Изучение специфики методологического знания;
  • Изучение логических основ психолого-педагогического исследования;
  • Формирование знаний в области методологической культуры педагога-практика;
  • Мотивацию студентов к научно-исследовательской работе.

Педагогическая практика занимается исследованием методов и средств, посредством которых организуется образовательная работа, а также научно-исследовательская педагогическая деятельность.

Педагогика как научная область занимается исследованием вопросов воспитания и обучения подрастающего поколения, разрабатывает принципы и механизмы реализации данных процессов. Что касается педагогической практики, то она занимается исследованием практических сторон педагогической деятельности: организацию обучения и воспитания, исследования, закономерности реализации учебно-воспитательной работы на разных ее стадиях. Педагогическая практика тесно связана с теорией. Без рассмотрения данной связи, невозможно охарактеризовать сущность педагогической деятельности и выявить особенности реализации данного процесса. В этой связи, педагогическая практика, как учебная дисциплина, начинается с изучения вопросов связи теории и практики педагогики.

Взаимосвязь педагогической теории и педагогической практики

Педагогика, как наука отражает состояние образовательной деятельности на конкретном этапе развития общества.

«Практическая педагогика» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Педагогическая практика отражает реальную деятельность педагогов и иных работников системы образования, опору их деятельности на конкретные принципы, механизмы реализации, ее требования к субъектам образования и всем ее участникам, к качеству обучения, к теории и методологии педагогической науки.

Педагогическая теория ориентирована на выдвижение научных основ практической педагогической деятельности. Она связана с выдвижением гипотез развития педагогической науки на текущем этапе развития общества, проверкой научных фактов и формулировкой новых идей, способствующих развитию педагогической науки в целом, совершенствованию ее методологии и практических аспектов деятельности.

При всем различии деятельности, педагогическая наука и педагогическая практика имеют единую ориентацию деятельности и единю функциональную роль: развитие и социализация подрастающего поколения.

Педагогическая наука разрабатывает теоретические основы педагогической деятельности. Она ориентируется на практику и является источником практического научного знания.

Целостный педагогический процесс реализуется во взаимосвязи теории и практики педагогики.

Эту связь можно отразить следующими положениями:

  1. Теория педагогики выполняет функцию обобщения педагогической практики;
  2. Практическая педагогика занимается использованием научных теорий педагогики в реальной педагогической деятельности;
  3. Практическая педагогика ориентирована на передачу педагогического опыта деятельности;
  4. Педагогическая практика выполняет функцию поддержки т.е. оказания педагогической помощи в текущих обстоятельствах, в данный временной момент, по мере необходимости.

Следует отметить, что педагогическая практика, как и педагогическая теория ориентирована на преобразование педагогической действительности. Они действуют в едином направлении и во взаимосвязи друг с другом. Без педагогической теории невозможно реализовать практическую педагогическую деятельность, а практика не может функционировать без обоснования и научного подтверждения.

Методология практической педагогики

Поскольку, практическая педагогика является частью педагогики и ее отдельной отраслью, то она имеет свою методологию.

Замечание 1

Методология педагогической практики является научным разделом, который изучает деятельность воспитателей, учителей, преподавателей, основы ее организации и учебно-воспитательные процессы в целом.

Теория педагогики изучает учебно-воспитательные процессы, а методология педагогической практики исследует основы их организации, занимается разработкой стратегии образовательной деятельности и стратегических основ функционирования всех аспектов обучения и воспитания.

Методология педагогической науки и методология педагогической практики, также, как и сами науки имеют тесную связь и действуют сообща.

Методология педагогической практики является учением об организации практических аспектов педагогической деятельности, реализуемой, как целостными образовательными системами, так и отдельными педагогами.

Любой педагог начинает свою профессиональную деятельность, выполнение практических действий в системе образования с изучения методологии педагогики: педагогической науки и педагогической практики.

Методология практической педагогической деятельности имеет следующую структуру:

  1. Феноменализация и концептуализация. Эти методы ориентированы на определение педагогических проблем, категории, к которой они принадлежат и их соотношения с научными основами педагогической деятельности.
  2. Исследование и диагностика. Сюда входят методы проведения педагогических исследований, анализа деятельности, выявления проблем, измерения какой-то педагогической категории, процесса, объекта или явления.
  3. Обработка и интерпретация. Включает методы выявления закономерностей реализации педагогической деятельности, представления информации в конкретном виде.
  4. Мотивирование и управления. Данные методы направлены на координацию учебно-воспитательной работы и развитие стремления к обучению и повышению уровня своего интеллектуального развития.
  5. Обучение и развитие. Они ориентированы на повышение уровня личностной компетентности, навыков обучения и развития, раскрытие природного потенциала.
  6. Творчество и конструирование. Они связаны с использованием продуктивного взаимодействия между учащимися и педагогами, полноценное использование их потенциала для более продуктивной реализации педагогической деятельности, а также организации спонтанного обучения, ориентированного на созидания чего-то нового, общественно значимого.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 08.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot