Практическая педагогика как учебная дисциплина
Практическая педагогика – это учебная дисциплина, изучаемая студентами педагогических специальностей и, ориентированная на их подготовку к будущей профессиональной деятельности.
Как учебная дисциплина, практическая педагогика имеет свою методологию.
Методология практической педагогики представляет собой ориентацию работы педагога на формирование у студентов представления о значимости практической деятельности педагога и ее связи с теоретическими основами педагогики.
Практическая педагогика нацелена на:
- Формирование представлений о методологии педагогики и ее основах;
- Изучение специфики методологического знания;
- Изучение логических основ психолого-педагогического исследования;
- Формирование знаний в области методологической культуры педагога-практика;
- Мотивацию студентов к научно-исследовательской работе.
Педагогическая практика занимается исследованием методов и средств, посредством которых организуется образовательная работа, а также научно-исследовательская педагогическая деятельность.
Педагогика как научная область занимается исследованием вопросов воспитания и обучения подрастающего поколения, разрабатывает принципы и механизмы реализации данных процессов. Что касается педагогической практики, то она занимается исследованием практических сторон педагогической деятельности: организацию обучения и воспитания, исследования, закономерности реализации учебно-воспитательной работы на разных ее стадиях. Педагогическая практика тесно связана с теорией. Без рассмотрения данной связи, невозможно охарактеризовать сущность педагогической деятельности и выявить особенности реализации данного процесса. В этой связи, педагогическая практика, как учебная дисциплина, начинается с изучения вопросов связи теории и практики педагогики.
Взаимосвязь педагогической теории и педагогической практики
Педагогика, как наука отражает состояние образовательной деятельности на конкретном этапе развития общества.
Педагогическая практика отражает реальную деятельность педагогов и иных работников системы образования, опору их деятельности на конкретные принципы, механизмы реализации, ее требования к субъектам образования и всем ее участникам, к качеству обучения, к теории и методологии педагогической науки.
Педагогическая теория ориентирована на выдвижение научных основ практической педагогической деятельности. Она связана с выдвижением гипотез развития педагогической науки на текущем этапе развития общества, проверкой научных фактов и формулировкой новых идей, способствующих развитию педагогической науки в целом, совершенствованию ее методологии и практических аспектов деятельности.
При всем различии деятельности, педагогическая наука и педагогическая практика имеют единую ориентацию деятельности и единю функциональную роль: развитие и социализация подрастающего поколения.
Педагогическая наука разрабатывает теоретические основы педагогической деятельности. Она ориентируется на практику и является источником практического научного знания.
Целостный педагогический процесс реализуется во взаимосвязи теории и практики педагогики.
Эту связь можно отразить следующими положениями:
- Теория педагогики выполняет функцию обобщения педагогической практики;
- Практическая педагогика занимается использованием научных теорий педагогики в реальной педагогической деятельности;
- Практическая педагогика ориентирована на передачу педагогического опыта деятельности;
- Педагогическая практика выполняет функцию поддержки т.е. оказания педагогической помощи в текущих обстоятельствах, в данный временной момент, по мере необходимости.
Следует отметить, что педагогическая практика, как и педагогическая теория ориентирована на преобразование педагогической действительности. Они действуют в едином направлении и во взаимосвязи друг с другом. Без педагогической теории невозможно реализовать практическую педагогическую деятельность, а практика не может функционировать без обоснования и научного подтверждения.
Методология практической педагогики
Поскольку, практическая педагогика является частью педагогики и ее отдельной отраслью, то она имеет свою методологию.
Методология педагогической практики является научным разделом, который изучает деятельность воспитателей, учителей, преподавателей, основы ее организации и учебно-воспитательные процессы в целом.
Теория педагогики изучает учебно-воспитательные процессы, а методология педагогической практики исследует основы их организации, занимается разработкой стратегии образовательной деятельности и стратегических основ функционирования всех аспектов обучения и воспитания.
Методология педагогической науки и методология педагогической практики, также, как и сами науки имеют тесную связь и действуют сообща.
Методология педагогической практики является учением об организации практических аспектов педагогической деятельности, реализуемой, как целостными образовательными системами, так и отдельными педагогами.
Любой педагог начинает свою профессиональную деятельность, выполнение практических действий в системе образования с изучения методологии педагогики: педагогической науки и педагогической практики.
Методология практической педагогической деятельности имеет следующую структуру:
- Феноменализация и концептуализация. Эти методы ориентированы на определение педагогических проблем, категории, к которой они принадлежат и их соотношения с научными основами педагогической деятельности.
- Исследование и диагностика. Сюда входят методы проведения педагогических исследований, анализа деятельности, выявления проблем, измерения какой-то педагогической категории, процесса, объекта или явления.
- Обработка и интерпретация. Включает методы выявления закономерностей реализации педагогической деятельности, представления информации в конкретном виде.
- Мотивирование и управления. Данные методы направлены на координацию учебно-воспитательной работы и развитие стремления к обучению и повышению уровня своего интеллектуального развития.
- Обучение и развитие. Они ориентированы на повышение уровня личностной компетентности, навыков обучения и развития, раскрытие природного потенциала.
- Творчество и конструирование. Они связаны с использованием продуктивного взаимодействия между учащимися и педагогами, полноценное использование их потенциала для более продуктивной реализации педагогической деятельности, а также организации спонтанного обучения, ориентированного на созидания чего-то нового, общественно значимого.