Познавательная активность, особенности ее развития у детей младшего школьного возраста
Познавательная активность - это деятельное состояние личности, характеризующееся стремлением к обучению, умственному напряжению и проявлению усилий воли в ходе овладения определенными знаниями.
Познавательная активность представляет собой сложное психическое образование, свойственное любому человеку. Важными качествами любой личности являются пытливость, любознательность, стремление к познанию действительности. Познание всегда базируется на практике и прошлом опыте. Его определяют человеческие потребности – цели, мотивы и интересы. Поэтому познание всегда избирательно.
Познавательная деятельность протекает в специально организованных для этого условиях. Чаще всего при этом познание носит целенаправленный характер.
Познавательная активность ребенка младшего школьного возраста проявляется возможностью преобразовывать заданные для усвоения знания, чтобы они соответствовали конкретным целям и задачам. На основании этого можно выделить две стороны познания: что нужно изучить, то есть содержание и как это будет усвоено, то есть мыслительные средства.
Усвоение знаний – это активный процесс переработки ребенком общественно-исторического опыта, содержание и форма которого должны соответствовать возможностям ребенка по воспроизведению такого рода опыта в своей личной деятельности.
В младшем школьном возрасте познавательные процессы еще не вполне сформированы, усваивать большие объемы информации младшему школьнику помогают чувства и эмоции. В развитии познавательных интересов ребенка эмоционально-чувственное постижение мира играет первостепенное значение.
Учителю следует предлагать детям для разрешения разного рода проблемные ситуации, чем будет активизироваться мышление детей, учитель должен изучить каждого ребенка по отдельности, так как не контролируя индивидуальные возможности каждого ребенка невозможно добиться от них активности.
Познавательная активность обладает ярко выраженной возрастной динамикой. В младшем школьном возрасте дети активно отвечают на вопросы, открыты для любого взаимодействия, они доверяют авторитету взрослого, подражая ему, следуя его советам и образцам.
Когда младшие школьники решают какую-либо исследовательскую задачу, следует создать им условия моделирования их мышления.
Необходимо активное применение нестандартных заданий, именно они помогут раскрыть истинную природу мышления.
Основная ситуация, которая запускает процесс мышления – проблемная ситуация, именно в ходе разрешения проблемной ситуации ребенок находит что-то новое, либо иначе применяет уже известное.
Основной механизм в решении любой проблемной ситуации – включение объекта в систему новых связей и отношений, благодаря которым он может выступать в новом качестве. Поэтому создание и разрешение проблемных ситуаций непосредственно связано с функцией мышления.
У младших школьников преобладает наглядно-образное мышление, поэтому при работе с ними необходимо использование различных типов наглядного материала, который сам по себе может быть источником научной информации, выполняя ряд функций: иллюстративную, объясняющую, сравнение, моделирование.
Разнообразную наглядность не всегда следует давать в готовом виде. Часто ее сами могут создать дети в процессе решения задачи.
Познавательный интерес детей развивается и формируется только при условии постоянного совершенствования содержания образования, при учете возрастных и индивидуальных особенностей детей. Именно этим определяется, что основным критерием образованности и развитости ребенка служит именно содержание и объем усвоенных знаний. Однако, познавательная активность не определяется никаким запасом знаний, даже самым содержательным, так как она зависит от овладения интеллектуальными действиями и не может быть сведена к наличию у ребенка предметных знаний, умений и навыков.
Нет детей, которые бы были интеллектуально пассивны от природы, так же как нет и одинаково активных детей.
Познавательная активность формируется под влиянием разного рода динамических факторов. Взрослые должны серьезно отнестись к подбору оптимального по содержанию материала для познавательно-исследовательской деятельности детей. Отдельные знания и умения не способны вывести ребенка на требуемый уровень интеллектуального развития. Значительные сдвиги в этом направлении можно достичь только при последовательном усвоении детьми некоторой системы знаний. При этом каждое представление, которое будет формироваться на основе предыдущего, будет на порядок возвышать ребенка над изначальным уровнем его познавательной активности.
Развитие познавательного интереса детей связывают с его знаниями и представлениями об окружающем мире. Именно они обеспечивают успех умственного развития. В первую очередь ребенка интересует предметное содержание мира, как природы, так и человека.
Нельзя забывать, что не бывает детей интеллектуально пассивных от природы, так же, как и нет детей с одинаковым уровнем начальной познавательной активности.
Использование компьютера в развитии познавательной активности
Интерактивные технологии обучения – это тип организации учебного процесса, в котором участники обязательно взаимодействуют между собой в коллективном и взаимодополняемом процессе познания.
Интерактивными технологиями в повседневный образовательный процесс привносится необычность и новизна. Интерактивная доска, например, помогает сделать уроки динамичными и мобильными.
Педагогу интерактивные технологии в учебном процессе дают возможность не только увлечь детей изучаемым предметом, но и предоставить им хорошие, обширные знания об окружающем мире.
Интерактивность – понятие, раскрывающее характер и степень взаимодействия объектов. Интерактивность – составная часть мультимедиа. Мультимедиа – это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения, использующего современные техничские и программные средства, объединяющие звук, текст, графику, фото и видео в одном цифровом представлении.
К формам интерактивности относят:
- реактивную интерактивность – демонстрацию или первоначальное знакомство с изучаемым материалом;
- действенную интерактивность – использование гипертекстовой разметки, структура электронных справочников, энциклопедий и баз данных;
- взаимную интерактивность – учащийся и программа могут приспособиться друг к другу, как в виртуальном мире. Примером приложения такого вида может выступать игра-приключение, тренажер, практикум, обучающая программа.
К основным возможностям интерактивности относят:
- иерархическую навигацию с использованием гиперссылок;
- линейную навигацию на экране посредством вертикальной прокрутки;
- управление объектами на экране посредством мыши;
- диалоговую функцию справки, обратную связь;
- построение объектов на экране;
- рефлексивные взаимодействия.
Наиболее распространенными интерактивными методами являются следующие:
- мозговой штурм;
- круглый стол – дискуссия, дебаты;
- анализ конкретной ситуации, ситуационный анализ;
- деловая и ролевая игра;
- мастер-класс.
Однако есть и ряд других популярных методик, например, сократические диалоги, обсуждение в группе, тренинг, интерактивная конференция и многие другие. Все эти методики могут быть объединены высокой эффективностью и целой серией преимуществ.
К преимуществам интерактивных методов обучения относят:
- обучение превращается в индивидуальное, учитывающее личностные особенности, интересы и потребности каждого учащегося;
- появление возможности емкого и сжатого представления любого объема учебной информации;
- возрастание визуального восприятия в несколько раз, сочетающееся с упрощением процесса усвоения учебного материала;
- активацию познавательной деятельности учащихся, которые получают теоретические знания и практические навыки.