Предметная развивающая среда ДОО – система средств деятельности и материальных объектов, которые функционально моделируют содержание развития физического и духовного облика ребенка дошкольного возраста, организованная в соответствии с нормативными требованиями.
Понятие и значение предметно-развивающей среды в ДОО
В настоящее время вопрос организации эффективной предметно-развивающей среды в ДОО является одним из наиболее актуальных. В первую очередь это связано с введением ФГОС, а также с обновлением требований к структуре общеобразовательной программы.
Предметно-развивающая среда ДОО призвана развивать ребенка как духовно, так и физически. Роль воспитателя - педагогически грамотно её смоделировать.
Цель воспитателя группы ДОО по созданию предметно-развивающей среды заключается в конструировании многофункциональной и многоуровневой предметно-развивающей среды для полноценного и всестороннего развития личности воспитанника на всех этапах его пребывания в ДОО.
Форма, дизайн и содержание предметно-развивающей среды должны быть ориентированы на возраст детей и обеспечение им безопасности. Кроме того она должна учитывать психологические и физические особенности развития детей группы. Цветовую гамму в основном представляют теплые и пастельные тона. Важно учитывать, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. С течением времени предметно-развивающая среда должна изменяться и соответствовать возрастным особенностям детей, периоду их обучения и требованиям образовательной программы.
Важно при организации предметно-развивающей среды учитывать, чтобы она имела открытый и незамкнутый характер, предусматривающий возможности ее корректировки и развития. То есть среда группы не только развивающая, но и развивающаяся.
Таким образом, организуя предметно-развивающую среду в ДОО воспитателю необходимо учитывать возрастные, психологические и физические особенности воспитанников, соблюдение дизайна и эргономики современной среды ДОО.
Содержание предметно-развивающей среды в ДОО
При организации предметно-развивающей среды в группе ДОО воспитатель опирается на требования ФГОС:
Обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала группового пространства.
Обеспечение доступности создаваемой среды:
- доступность для всех воспитанников группы;
- свободный доступ к материалам, пособиям, игрушкам и т.д.
Педагогически верно созданная предметно-развивающая среда дает возможность каждому воспитаннику наиболее эффективно развивать свои способности и задатки, с учетом индивидуальных особенностей и потребностей.
Предметно-развивающая среда организуется воспитателем так, чтобы каждому воспитаннику группы была предоставлена возможность заниматься тем делом, которое для него наиболее интересно и познавательно.
Оборудование и материалы предметно-развивающей среды размещаются по секторам, в которых дети могут объединяться по интересам:
- конструирование;
- художественный уголок;
- ручной труд;
- театрально-игровая деятельность;
- экспериментирование;
- сюжетно-ролевые игры и т.д.
Обязательным является наличие в предметно-развивающей игре материалов, направленных на активизацию познавательной деятельности воспитанников:
- развивающие игры, соответствующие возрастным потребностям воспитанников;
- технические игрушки и устройства;
- модели;
- материалы для опытно-поисковой деятельности;
- природные материалы и т.д.
Компоненты предметно-развивающей среды в ДОО
Составляющими компонентами предметно-развивающей среды ДОО являются:
Активный центр среды – занимает наибольшую площадь среди всех иных компонентов. В соответствии с ФГОС обязательно включает в себя:
- игровой центр;
- центр двигательной активности;
- центр для игр с конструкторами;
- центр для организации музыкально-игровой деятельности.
Спокойный центр – место для проведения детьми спокойных игр и организации отдыха. Включает в себя несколько центров:
- книжный;
- для отдыха;
- природный.
Рабочий сектор – по площади занимает четверть группы, в нем располагается оборудование, необходимо для проведения регламентированной и совместной деятельности воспитанников.
Необходимо отметить, что данные сектора имеют условные границы, а в зависимости от воспитательно-образовательных задач центры временно могут трансформироваться в нужные для воспитателя и воспитанников, чтобы вместить всех желающих принять участие.
При наполнении предметно-развивающей среды воспитатель должен учитывать не только возрастные и психологические особенности детей, но и гендерные. Материалы и игрушки должны удовлетворять потребности и мальчиков, и девочек, в игре, труде и т.д. В старших возрастных группах наполняемость среды учитывает необходимость подготовки детей к школьному обучению, в связи с чем, следует в среду добавлять материалы, которые будут способствовать овладению счетом, письмом и т.д.
Организуя предметно-развивающую среду, воспитатель должен помнить ряд обязательных правил:
- Среда должна выполнять несколько взаимосвязанных функций: развивающую, стимулирующую, коммуникативную.
- Пространство группы должно быть использовано гибко и вариативно, удовлетворять все потребности воспитанников.
- Среда должна быть безопасна и доступна для детей.
- Включать все виды деятельности воспитанников, при необходимости трансформироваться.
- Учитывать возрастные, психологические, физиологические и иные закономерности развития воспитанников.
- Цветовая палитра – это теплые и пастельные тона.
- Ведущее место в среде отводится игровой деятельности.
- Среда должна меняться и развиваться вместе с воспитанниками.
- Среда не должна быть замкнутой – это открытая и динамичная система.