Характерные черты семей группы риска
Семьи группы риска – это семьи неспособные к полноценному выполнению своей функциональной роли в обществе и подверженные воздействию отрицательных социальных факторов.
Семьи группы риска являются важной социальной проблемой, поскольку, неспособность выполнения ими своей функциональной роли отрицательно сказывается на полноценном развитии общества и его прогрессе.
Рисунок 1. Семьи группы риска. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Семьи группы риска характеризуются следующими чертами:
- Неспособность к решению значимых вопросов, принятию решений, разрешению конфликтных ситуаций;
- Подверженность развитию алкоголизма, наркомании и иных зависимостей членов семьи;
- Неосознанность текущей социальной и внутрисемейной обстановки. Это ведет к неспособности ставить цели своего семейного развития, обеспечения нормального существования, выявлять проблемы и решать их;
- В основе семейных отношений лежит агрессия и авторитарность. Доминирование одного из членов семьи, агрессивное поведение одного или всех членов семьи, применение способов психологического насилия во взаимоотношениях между членами семьи преобладает над иными чувствами и эмоциями, лежащими в основе построения нормальной семьи: любовь, взаимопонимание, доверие, забота.
Рисунок 2. Семьи группы риска. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Проблема семей группы риска является актуальной и для педагогики. Семья, подверженная риску отрицательного воздействия социальной среды, с нарушенными функциями, оказывается неспособностью к обеспечению полноценного воспитания и развития своих детей. Такие семьи создают угрозу развития общества, формированию здоровой нации.
Родители, которые неспособны полноценно выполнять свои обязанности по воспитанию детей, повышают риск развития у них асоциального, противоправного поведения.
Факторы риска
Семьи группы риска подвержены воздействию разнообразных факторов окружающей среды, которые приводят к нарушению их нормального существования.
Факторы риска отражают процессы, приводящие к угрозе физического и психического здоровья, нормальной жизнедеятельности семьи.
Основными факторами, обуславливающими попадание семьи в «группу риска», являются:
- Социально-экономические факторы. Они отражают уровень материального обеспечения семьи, условия проживания, наличие постоянного дохода и т.д.
- Социально-демографические факторы. Они связаны с отсутствием одного из родителей в семьи, многодетностью, наличием старых родителей в семье, повторностью браков.
- Медико-социальные факторы. Они связаны с состоянием здоровья родителей, их условиями проживания и трудовой деятельности, экологической обстановкой в регионе, проживанием рядом с вредоносными предприятиями, негативными условиями работы, несоблюдением санитарно-гигиенических норм.
- Психолого-педагогические факторы. Они отражают уровень педагогической компетентности родителей, стиль их воспитания и взаимодействия с детьми. Такие семьи характеризуются педагогической несостоятельностью, искаженными ценностными ориентациями, эмоциональным выгоранием родителей.
- Социально-психологические факторы. Они отражают деструктивное поведение родителей. Их отношения носят конфликтный характер, имеется агрессия во взаимодействии родителей и во взаимоотношениях между родителями и детьми.
- Криминальные факторы. Они отражают ведение родителями асоциального образа жизни: противоправное поведение, употребление запрещенных веществ, алкоголизм, наркомания, проявление насилия, садизма, паразитический образ жизни.
Наличие факторов риска, которым подвержена данная семья, не обязательно ведет к формированию неадекватного поведения у ребенка. Вполне возможно, что воспитание и развитие ребенка не повлечет отклонений в его социальном поведении и общем развитии. Однако, с ростом числа факторов риска возрастает вероятность асоциального развития ребенка. Поэтому, выявление семей группы риска и разработка программы профилактики асоциального поведения является важным направлением работы социального педагога.
Классификация семей группы риска
Существует большое количество вариантов разделения семей групп риска. Они классифицируются по факторам риска, по степени развития асоциального поведения, функциональным возможностям и иным основаниям. Рассмотрим классификацию семей группы риска по функциональным возможностям. Выделяют следующие разновидности семей:
- Конфликтные семьи. Они характеризуются сложными взаимоотношениями между родителями. Конфликты преобладают во взаимоотношениях родителей, а также и во взаимодействии родителей с детьми. В таких семьях наблюдается непоследовательность родительского поведения, их авторитаризм, непринятие индивидуальности ребенка, проявление равнодушия или, напротив, попустительское воспитание.
- Семьи с недееспособными родителями. Такие семьи характеризуются наличием одного или обоих недееспособных родителей. Недееспособность может быть следствием несовершеннолетия родителей, их психического состояния здоровья, полученных травм, перенесенных заболеваний, наличием хронических заболеваний, учебной деятельностью родителей. Все это приводит к неадекватному воспитанию детей.
- Семьи прямого десоциализирующего воздействия. В эту группу входят семьи, которым свойственно криминальное и аморальное поведение родителей. Они не заботятся о своих детях, используют методы принуждения и насилия в воспитании, демонстрируют жестокость, противостояние всему доброму и хорошему, безнравственность, сексуальную распущенность.
- Семьи косвенного десоциализирующего воздействия. Сюда входят семьи, которые испытывают трудности в организации эффективной воспитательной системы. Для них характерно нарушение нормального взаимодействия родителей и родителей с детьми. Этим семьям присуща педагогическая несостоятельность, неспособность адекватного воспитания и развития подрастающего поколения, а также конфликтные отношения.
- Семьи с неблагоприятной психологической обстановкой. Они характеризуются равнодушием родителей, попустительским стилем воспитания. Родители не проявляют к ребенку должной заботы и опеки. Они наказывают, грубо обращаются с детьми, оставляют не занимаются их обучением и развитием, не интересуются потребностями.