Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблема девиантного поведения подростков в воспитании и педагогике

Понятие и виды девиантного поведения

Определение 1

Девиантное поведение – это любое поведение, которое отклоняется от социальной нормы. Ключевой момент здесь – нормы конкретного общества, в связи с чем поведение, нормальное для одной группы людей, будет нежелательным для другой группы.

Общепринятая классификация девиантного поведения отсутствует. В соответствии с целями, преследуемыми индивидом, выделяют следующие виды девиантного поведения:

  • корыстная ориентация – стремление к получению корыстной материальной выгоды, через нечестные действия или правонарушения;
  • агрессивная ориентация – преступления против личности;
  • социально-пассивная ориентация – уклонение от выполнения социальных нормативных обязанностей, избегание активного образа жизни и решения стоящих проблем.

С позиции результата выделяют:

  • позитивные девиации – действия человека направляются на преодоление устаревших стандартов, способствуя изменениям социальной системы к лучшему;
  • негативные девиации – поступки, направленные на разрушение социальной системы, приведение к ее дисфункции и дезорганизации.

Наиболее общая и распространенная классификация делит девиантное поведение на:

  • антисоциальное – поступки, противоречащие правовым, культурным и морально-этическим нормам;
  • асоциальное – совершение действий, не соответствующих социальным и правовым общественным нормам, обычаям и традициям;
  • аутодеструктивное – угрожающее развитию и целостности самой девиантной личности.

В подростковом возрасте девиантное поведение может состоять из нескольких типов или проявляться только в чем-то одном. Такие изменения могут возникать крайне рано в связи с врожденными причинами, возникать из-за физических травм, оказавших воздействие на работу мозга и неврологический статус, либо сформироваться в процессе воспитания или под влиянием неблагоприятных социальных и психотравмирующих факторов.

«Проблема девиантного поведения подростков в воспитании и педагогике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Оценка собственных поступков у подростков может быть различной. Одни будут чувствовать свою вину, в связи с чем, у них будет снижаться самооценка и появляться неврозы. Другие же будут считать свое поведение абсолютно нормальным, оправдывая его, даже если все общество будет считать поведение отклоняющемся.

Девиантное поведение в подростковом возрасте и его профилактика

Девиантное поведение подростков более опасно, чем такое поведение детей. Это связано с тем, что:

  • подросток может совершить более разрушительное действие;
  • корректировка такого явления требует более активных действий и продолжительного времени.

Причины возникновения девиантного поведения подростков могут быть скрыты в раннем детском возрасте, а могут сформироваться значительно позже под воздействием ровесников или в связи со сменой обстановки, дезадаптации и пр.

Профилактические мероприятия стоит направлять на выявление детей, относящихся к группам риска, устранять факторы, способствующие развитию девиаций, а также своевременно оказывать помощь.

Для стабилизации эмоциональной и поведенческой сфер детей и подростков, следует:

  • формировать интерес к окружающему миру и людям, стремиться изучить и понять закономерности реагирования людей и функционирования целостного общества, а происходить это должно в первую очередь, в семье;
  • ознакомлять детей с соответствующими поведенческими правилами в разных жизненных ситуациях. Для малышей можно закреплять необходимые навыки в форме игры, для подростка – в формате тренинга;
  • развитие адекватного самовосприятия и самооценки, что позже даст возможность ориентироваться в любой ситуации и выбирать подходящий стиль поведения из тех стратегий, которые ребенок успешно освоил раньше;
  • развить навыки общения разных форм в любых ситуациях, а также с разными категориями людей. Чем больше человек получит соответствующей практики, тем выше становится вероятность подсознательно использовать правильную стратегию в реальных ситуациях;
  • родители должны уделять внимание внутрисемейному взаимодействию друг с другом и психоэмоциональной атмосфере внутри семьи. Развитие взаимопонимания друг с другом и родительской компетентности.

Для детей и подростков, которые прошли коррекционную программу, необходимо проводить профилактику возвращения в прежним формам взаимодействия. В этом случае, ключевой момент – обработка полученных навыков, соответствующий уровень моральной психологической поддержки.

Коррекция девиантного поведения

Если родители отметили отклонения в поведении своего ребенка и у них не получается его самостоятельно отрегулировать, необходимо обратиться за помощью к детскому или подростковому психологу, в зависимости от возраста ребенка.

Ожидание, что такие поведенческие тенденции пройдут самостоятельно, опасно, так как момент легкой коррекции можно упустить, а ситуация и дальше будет ухудшаться. Словесная агрессия быстро перерастает в физическую, прогулы уроков заканчиваются употреблением наркотиков, при этом дети могут не осознавать в полной мере разрушительных последствий своих действий.

Зачастую, дети, выбрав асоциальное поведение, не видят в этом ничего страшного, поэтому могут отказываться от похода на консультацию к специалисту. Нельзя в таком случае силой тащить ребенка в кабинет, можно прийти на консультацию только родителям.

Специалисты, разобравшись в индивидуальной ситуации, помогут подобрать приемы и тактику действий с родителями, чтобы успешно корректировать поведение ребенка.

Такие специалисты могут работать по классическим методикам, давно доказавшим свою эффективность, так и по инновационным и авторским, не менее эффективным, методикам. Выбор осуществляется на основании разбора каждой отдельной ситуации.

Основная задача – подойти к возникшей проблеме с поведением ребенка или подростка комплексно. В этом случае больше вероятность достижения положительных результатов при общении с ними, при проработке их переживаний, стрессов, травм коррекции девиантного поведения, до того, как оно стало настоящей проблемой.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot