Необходимость повышения квалификации педагога
Повышение квалификации педагогов – это тип деятельности педагогов, направленный на овладение новыми для них педагогическими ценностями и технологиями, изучение, осмысление, творческую переработку и внедрение в практику образования различных инноваций.
Потребность в педагогах возрастает с каждым днем, но это должен быть специалист, способный реализовать педагогическую деятельность через ее творческое освоение и применение научных достижений, а также передовой педагогический опыт. Решение современных проблем требует от педагога использования новых профессиональных и личностных качеств, например, системного творческого мышления, информационной и коммуникативной культуры, конкурентоспособности, лидерских качеств, жизненного оптимизма, умения создавать свой положительный имидж, способность осознанно анализировать собственную деятельность, самостоятельно действовать в условиях неопределенности, развивать навыки сохранения и укрепления здоровья.
Качество педагогических кадров – наиболее важный компонент системы образования, так как реализация всех остальных компонентов напрямую зависит от тех человеческих ресурсов, которые обеспечивают рассматриваемую образовательную систему.
Именно педагоги должны реализовывать образовательные программы нового поколения на основании передовых педагогических технологий, они определяют миссию подготовки подрастающего поколения к жизни и воспитание человека с современным типом мышления, способного успешно реализовывать себя в жизни.
Внимание к проблеме повышения квалификации объясняют следующие факторы:
- нарастающий объем научной информации;
- прогресс в области техники и технологий;
- интеграция образования, наук и производств;
- углубляющиеся глобальные проблемы.
Объект повышения квалификации – профессиональная компетентность работников образовательной сферы, которая включает пять основных компонентов:
- специально-профессиональных знаний;
- научно-познавательных потребностей;
- коммуникативных способностей, умений и навыков;
- организаторских способностей и навыков управленческой деятельности;
- личностно-гуманных качеств.
Цель и методы повышения квалификации
На сегодняшний день используется ряд форм и методов обучения педагогических кадров: диалоговые лекции, проблемные лекции, семинары в малых группах, интервью, игры, проблемные ситуации, групповые дискуссии и практические конференции.
Первостепенные задачи профессионального совершенствования должны быть решены на базе ДОУ, несмотря на разнообразие форм повышения квалификации, доступных в других структурах.
Методическая работа в ДОУ представляет составную часть единой системы непрерывного образования педагогических работников, систему повышения их педагогической квалификации.
Методическая работа по повышению квалификации должна обеспечиваться, с одной стороны, личностно-ориентированной стратегии, индивидуально-дифференцированного подхода к каждому педагогу на основании уровня его профессиональной компетентности, а с другой – выявлением, систематизацией и распространением передового педагогического опыта.
Результативность методической работы в повышении квалификации педагогов рассматривают сквозь призму продуктивности методической деятельности.
На сегодняшний день приоритет в методической работе отдается формам ориентированным:
- на активизацию самостоятельности профессионально-гностической деятельности педагогических работников, которая обеспечивает его профессиональное самовыражение, возможность анализа достоинств и недостатков профессиональной деятельности самого себя и своих коллег;
- на создание, разработку и внедрение в практику научно-методических продуктов и организацию освоения педагогами и руководителями.
Основой работы, направленной на повышение квалификации педагогов ДОУ может считаться диагностика профессиональной педагогической деятельности. Диагностика помогает руководителю в оценке фактического уровня профессиональной подготовки каждого воспитателя, а также выявление их профессиональных запросов и потребностей, то есть необходимо четкое определение цели формирования системы работы с педагогическими кадрами ДОУ.
Развертывание методической работы по повышению квалификации педагогических кадров направлено на:
- информирование педагогических работников о новых требованиях и достижениях педагогической науки и практики;
- выявление, изучение и распространение наиболее ценного педагогического опыта;
- подготовку методического обеспечения, необходимого, чтобы осуществить образовательную деятельность.
В условиях модернизации и развития образования методические структуры считают следующие направления деятельности основными:
- ознакомить педагогический коллектив с новыми программами, технологиями и учебно-методическими пособиями;
- изучить уровень профессиональной подготовки педагогических кадров;
- анализировать результативность работы дошкольного образовательного учреждения и разработать рекомендации по совершенствованию качества образовательной деятельности в ДОУ;
- оказывать помощь руководителям и педагогам по реализации Государственного стандарта дошкольного образования;
- организовывать помощь образовательным учреждениям в проведении опытно-экспериментальной работы;
- диагностировать профессиональные потребности педагогов;
- способствовать участию педагогических служб в аттестационных, экспертных, конкурсных комиссиях.
Повышение квалификации педагогов – это творческий комплексный процесс, который предполагает ознакомление воспитателей с технологиями обучения и воспитания детей в дошкольном возрасте, работа с родителями, а также нетрадиционные подходы к разработке и оформлению педагогических документов.