Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Принципы традиционной дидактики

Понятие дидактических принципов

Определение 1

Дидактические принципы (принципы обучения) – это основные методы и средства, на которые опирается педагог при организации и реализации воспитательно-образовательного процесса.

Дидактические принципы обучения впервые были выделены и описаны Я. А. Коменским в труде «Великая дидактика». Коменский описал основные дидактические принципы обучения, которые и на сегодняшний день являются фундаментальными. Со временем изменялись требования к процессу обучения, получаемым знаниями, развивалась педагогика и дидактика, соответственно и работа над принципами обучения не стояла на месте. Большой вклад развитие дидактических принципов обучения внес К.Д. Ушинский, который выделил и описал ряд принципов, соответствующих современным требованиям со стороны педагогики и общества к процессу обучения.

Принципы обучения подразделяются на виды, в зависимости от вида и типа педагогического процесса, индивидуальных особенностей, потребностей и возможностей детей и много другого. В связи с этим выделяют такие виды принципов обучения как специальные, принципы физического воспитания и обучения, принципы музыкального обучения, коррекционные принципы обучения и т.д.

Замечание 1

Таким образом, дидактические принципы обучения являются исторической категорией, то есть их содержание не является универсальным и вечным, и подвержено изменениям в связи с определенными историческими условиями.

Условия использования дидактических принципов

На сегодняшний день к дидактическим принципам обучения предъявляется ряд обязательных условий:

  1. Обязательность. Данное условия подразумевает, что принципы обучения – это не советы или рекомендации, которые педагог может принимать или не принимать во внимание на свое усмотрение. Опора на дидактические принципы обучения является обязательной, при организации педагогического процесса.
  2. Комплексность. Согласно данному условию, педагог, должен одновременно опираться на комплекс принципов обучения, при этом использовать их одновременно (фронтально), а не по отдельности или по очереди.
  3. Равноправность. Все принципы равны между собой, нельзя подменять один другим или использовать один принцип в ущерб другому.
«Принципы традиционной дидактики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Содержание дидактических принципов определяется:

  • Социальным заказом, который динамичен и зависит от изменений, происходящих в социально-экономической жизни общества.
  • Состоянием общенаучных исследования, особенно в тех областях, которые оказывают непосредственное влияние на течение педагогического процесса (философия, психология, анатомия, педагогика, социология и т.п.).
  • Практикой процесса развития принципов дидактики. В данном случае подразумевается направление производимых поисков и вариантов совершенствования дидактических принципов.

Характеристика принципов традиционной дидактики

Выделяют следующие принципы традиционной дидактики.

Принцип научности, определяет содержание и форму образовательного процесса. Согласно данному принципу, педагогу в процессе обучения необходимо использовать последние открытия в области науки и техники. Вся представляемая информация должна быть современной и актуальной. Преподносить научный материал необходимо в доступной и понятной форме, но при этом не нужно его упрощать до состояния примитивизма. Помимо актуальности и научности учебного материала, процесс обучения стоит организовывать с использование информационных технологий, Интернет-ресурсов и т.д. Все это не только значительно разнообразит учебный процесс и привлечет внимание учащихся, но и будет способствовать эффективному усвоению ими учебных знаний.

Принцип систематичности направлен на организацию учебного процесса в виде последовательного представления информации, с целью формирования у детей целостных представлений и расширения мировоззрения. Учебный материал необходимо изучать последовательно, образовательный процесс должен быть организован в виде системы, представленной учебной программой, учебными планами, расписанием и т.п.

Принцип взаимосвязи воспитания и обучения. Согласно данному принципу обучение и воспитание находятся в тесной взаимосвязи. Невозможно достичь успеха в обучении без воспитания личности, равно как и воспитать личность без ее обучения. Организация учебного процесса предусматривает не только получение знаний, но и развитие личностных качеств ребенка, влияющих на его поведение и воспитание.

Принцип взаимосвязи обучения с жизнью. Данный принцип предусматривает передачу подрастающему поколению опыта, накопленного предками. В процессе обучения и воспитания педагог должен опираться на жизненные примеры и личный опыт детей. Организованный таким образом воспитательно-образовательный процесс будет способствовать тому, что ребенок не просто воспринимает информацию, а проецирует ее на жизненные ситуации, тем самым получает опыт решения практических задач в повседневной жизни.

Принцип природосообразности. Данный принцип основан на том, что ребенок (человек) – это в первую очередь творение природы и поэтому его воспитание и обучение должно быть основано на его природных данных, потребностях и возможностях. В процессе обучения и воспитания педагогу необходимо прислушиваться к природным особенностям развития ребенка и, исходя из них, выстраивать воспитательно-образовательный процесс.

Принцип индивидуализации находится во взаимосвязи с принципом природосообразности. Направлен на то, что каждый ребенок индивидуален и, соответственно, нельзя помещать ребенка и его развитие в какие-то рамки иди шаблоны. Педагогу необходимо организовать воспитательно-образовательный процесс таким образом, чтобы он был интерес всем детям, а также эффективен для их развития.

Принцип активности. Согласно данному принципу, ребенок должен проявлять активное и осознанное желание принимать участие в образовательном процессе, быть его равным участником. Педагогический процесс необходимо выстроить так, чтобы он был динамичным и интересным для всех его сторон.

Принцип наглядности. Его формулировка предложил еще Я. Коменский. Наглядное обучение предполагает, что в процессе познания должны применяться разные ощущения, в том числе путем зрительного восприятия (макеты, рисунки, иллюстрации, экскурсии, плакаты и т.д.).

Таковы основные принципы, предлагаемые классической педагогикой. Однако, кроме них, в истории педагогики, особенно последнего времени, предлагались также: принцип сознательности, принцип доступности, принцип эмоциональности, принцип прочности знаний, принцип оптимизации учебно-воспитательного процесса, а также принцип «нетрадиционности системы обучения».

Дата последнего обновления статьи: 09.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot