Понятие дидактических принципов
Дидактические принципы (принципы обучения) – это основные методы и средства, на которые опирается педагог при организации и реализации воспитательно-образовательного процесса.
Дидактические принципы обучения впервые были выделены и описаны Я. А. Коменским в труде «Великая дидактика». Коменский описал основные дидактические принципы обучения, которые и на сегодняшний день являются фундаментальными. Со временем изменялись требования к процессу обучения, получаемым знаниями, развивалась педагогика и дидактика, соответственно и работа над принципами обучения не стояла на месте. Большой вклад развитие дидактических принципов обучения внес К.Д. Ушинский, который выделил и описал ряд принципов, соответствующих современным требованиям со стороны педагогики и общества к процессу обучения.
Принципы обучения подразделяются на виды, в зависимости от вида и типа педагогического процесса, индивидуальных особенностей, потребностей и возможностей детей и много другого. В связи с этим выделяют такие виды принципов обучения как специальные, принципы физического воспитания и обучения, принципы музыкального обучения, коррекционные принципы обучения и т.д.
Таким образом, дидактические принципы обучения являются исторической категорией, то есть их содержание не является универсальным и вечным, и подвержено изменениям в связи с определенными историческими условиями.
Условия использования дидактических принципов
На сегодняшний день к дидактическим принципам обучения предъявляется ряд обязательных условий:
- Обязательность. Данное условия подразумевает, что принципы обучения – это не советы или рекомендации, которые педагог может принимать или не принимать во внимание на свое усмотрение. Опора на дидактические принципы обучения является обязательной, при организации педагогического процесса.
- Комплексность. Согласно данному условию, педагог, должен одновременно опираться на комплекс принципов обучения, при этом использовать их одновременно (фронтально), а не по отдельности или по очереди.
- Равноправность. Все принципы равны между собой, нельзя подменять один другим или использовать один принцип в ущерб другому.
Содержание дидактических принципов определяется:
- Социальным заказом, который динамичен и зависит от изменений, происходящих в социально-экономической жизни общества.
- Состоянием общенаучных исследования, особенно в тех областях, которые оказывают непосредственное влияние на течение педагогического процесса (философия, психология, анатомия, педагогика, социология и т.п.).
- Практикой процесса развития принципов дидактики. В данном случае подразумевается направление производимых поисков и вариантов совершенствования дидактических принципов.
Характеристика принципов традиционной дидактики
Выделяют следующие принципы традиционной дидактики.
Принцип научности, определяет содержание и форму образовательного процесса. Согласно данному принципу, педагогу в процессе обучения необходимо использовать последние открытия в области науки и техники. Вся представляемая информация должна быть современной и актуальной. Преподносить научный материал необходимо в доступной и понятной форме, но при этом не нужно его упрощать до состояния примитивизма. Помимо актуальности и научности учебного материала, процесс обучения стоит организовывать с использование информационных технологий, Интернет-ресурсов и т.д. Все это не только значительно разнообразит учебный процесс и привлечет внимание учащихся, но и будет способствовать эффективному усвоению ими учебных знаний.
Принцип систематичности направлен на организацию учебного процесса в виде последовательного представления информации, с целью формирования у детей целостных представлений и расширения мировоззрения. Учебный материал необходимо изучать последовательно, образовательный процесс должен быть организован в виде системы, представленной учебной программой, учебными планами, расписанием и т.п.
Принцип взаимосвязи воспитания и обучения. Согласно данному принципу обучение и воспитание находятся в тесной взаимосвязи. Невозможно достичь успеха в обучении без воспитания личности, равно как и воспитать личность без ее обучения. Организация учебного процесса предусматривает не только получение знаний, но и развитие личностных качеств ребенка, влияющих на его поведение и воспитание.
Принцип взаимосвязи обучения с жизнью. Данный принцип предусматривает передачу подрастающему поколению опыта, накопленного предками. В процессе обучения и воспитания педагог должен опираться на жизненные примеры и личный опыт детей. Организованный таким образом воспитательно-образовательный процесс будет способствовать тому, что ребенок не просто воспринимает информацию, а проецирует ее на жизненные ситуации, тем самым получает опыт решения практических задач в повседневной жизни.
Принцип природосообразности. Данный принцип основан на том, что ребенок (человек) – это в первую очередь творение природы и поэтому его воспитание и обучение должно быть основано на его природных данных, потребностях и возможностях. В процессе обучения и воспитания педагогу необходимо прислушиваться к природным особенностям развития ребенка и, исходя из них, выстраивать воспитательно-образовательный процесс.
Принцип индивидуализации находится во взаимосвязи с принципом природосообразности. Направлен на то, что каждый ребенок индивидуален и, соответственно, нельзя помещать ребенка и его развитие в какие-то рамки иди шаблоны. Педагогу необходимо организовать воспитательно-образовательный процесс таким образом, чтобы он был интерес всем детям, а также эффективен для их развития.
Принцип активности. Согласно данному принципу, ребенок должен проявлять активное и осознанное желание принимать участие в образовательном процессе, быть его равным участником. Педагогический процесс необходимо выстроить так, чтобы он был динамичным и интересным для всех его сторон.
Принцип наглядности. Его формулировка предложил еще Я. Коменский. Наглядное обучение предполагает, что в процессе познания должны применяться разные ощущения, в том числе путем зрительного восприятия (макеты, рисунки, иллюстрации, экскурсии, плакаты и т.д.).
Таковы основные принципы, предлагаемые классической педагогикой. Однако, кроме них, в истории педагогики, особенно последнего времени, предлагались также: принцип сознательности, принцип доступности, принцип эмоциональности, принцип прочности знаний, принцип оптимизации учебно-воспитательного процесса, а также принцип «нетрадиционности системы обучения».