Теоретические основы поликультурного образования
Поликультурное образование – это обучение, основанное на приобщении учащегося к многонациональному образовательному пространству и поликультурной жизнедеятельности.
образование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Поликультурное образование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Такое образование направлено на развитие у подрастающего поколения толерантности, уважения к чужой культуре, принятие вариативности культурного развития и уважения к разным культурам, национальным традициям и особенностям.
В основе поликультурного образования заложены:
- Коммуникативные навыки взаимодействия в многокультурной среде.
- Принятие особенностей разных культур и традиций.
- Уважение к культуре и ее многообразию.
Рисунок 2. Поликультурное образование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В современном мире постоянно происходят процессы смешения разных культур, поэтому сохранение своего культурного наследия не теряет своей актуальности. Однако, при этом, у ребенка необходимо формировать навыки уважительного отношения к чужой культуре и тенденциям ее развития.
Поликультурное образование выстраивается таким образом, что культурная идентичность каждого субъекта сохраняется. При этом, формируются навыки культурного взаимодействия и функционального сотрудничества подрастающего поколения в полиэтнической среде.
Образование ориентировано на вписание этнокультурной идентичности каждого гражданина в национально-культурную среду, состоящую из совокупности разных культурных обществ. Этнокультурная идентичность каждого гражданина охраняется государством.
Интересы каждого гражданина должны оптимально сочетаться с интересами всего общества и государства. Это и есть ориентир функционирования поликультурного образования.
Рисунок 3. Поликультурное образование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Этапы становления поликультурного образования
Поликультурное образование получило активное развитие после распада советского союза. В его становлении можно выделить следующие этапы:
- 90-е годы XX столетия. В этот период происходит зарождении идеи поликультурного образования. Оно опирается на совокупность материальных и духовных ценностей каждого этноса. Культура каждого народа в тот период не признавалась в качестве самостоятельной. Наиболее многочисленные народы имели свою культуру. Поликультурное образование данного периода было ориентировано на формирование у учащихся представлений о культуре своего народа, выявление ее отличий от других культур, развитие представлений о культурном многообразии и позитивного восприятия разности культур и культурных ценностей.
- Конец 90-х голов XX столетия. Поликультурное образование основывается на идее региональной идентичности и толерантности. Осуществляется разработка образовательных программ поликультурной ориентации, которые ориентированы на профилактику межнациональных и межкультурных конфликтов, устранение противоречий и формирование основ межкультурного взаимодействия. В этот период происходит зарождение основ толерантного поведения и свойство толерантности становится важным качеством личности, на формирование которого ориентирована воспитательная работа. Кроме того, в этот период, образовательная политика ориентируется на установление гуманных основ социального взаимодействия и гуманизацию отношений представителей одной этической группы.
- Начало XXI века. С 2000-х годов происходит развитие идеи идентичности культуры каждого гражданина. Она основана на том, что каждый человек является творцом собственной культуры, которую он формирует на основании смешивания разных культурных ценностей. Таким образом, система образования ориентирована на развитие навыков личности формирования собственного культурного мира, основанного на интеграции других культур. Дети учатся находить в каждой культуре важное, значимое ценное и принимать эти ценности в качестве собственных идеалов, выстраивая свою культурную среду.
Принципы поликультурного образования
Поликультурное образование предполагает формирование у личности особого образа мышления, опирающегося на идеи свободы, равенства, добра и справедливости. Такое образование исключает различия людей по национальным и культурным признакам. Оно отвечает интересам каждого учащегося и его образовательным возможностям, независимо от его расовой, этнической, культурной, языковой, гендерной принадлежности. Такое образование призвано дать каждому учащемуся возможность раскрыть свой потенциал и стать участником многокультурных отношений.
Поликультурное образование опирается на следующие принципы:
- Принцип полилингвальности. Он основывается на соотношении языков обучения и конкретной дисциплины. Это дает каждому учащемуся понимания собственного «Я», своей культурной принадлежности, расширяет личное восприятие и понимание мира и помогает отыскать собственную идентичность.
- Принцип преемственности. Он основан на необходимости передачи культурного наследия между поколениями, непрерывного обновления культуры, за счет ее обогащения при активном межкультурном взаимодействии.
- Принцип креативности. Он означает, что образование должно давать учащимся возможности самореализации, раскрытия своего творческого потенциала. Кроме того, человек должен приобщаться к постоянно меняющемуся миру, культурному многообразию, сохраняя свою идентичность и становясь участником современного межкультурного сотрудничества.
- Принцип вариативности. Развитие культуры, освоение многовариантности культурного мира требует использования разных методов и приемов. Учащийся должен научиться воспринимать мир с разных позиций и уметь посмотреть на него и его процессы с точки зрения представителя другой культуры.
- Принцип дифференциации обучения. Он означает, что независимо от усложнения национального и культурного состава социума, система образования продолжает свое устойчивое функционирование.
- Принцип культурной целостности. Чтобы ребенок почувствовал свою принадлежность к многообразию культур и увидел картину многонационального и многокультурного мира, его необходимо погрузить в многонациональную среду. Это означает, что система образования становится многонациональным пространством, поощряющим сохранение культурной идентичности каждым его участником.
- Принцип исторического обучения. Он означает, что учащиеся должны познавать историю своего народа, знакомится с его прошлым и изучать тенденции современного развития. Это дает полную картину культурного мира и помогает в познании своих корней, своей истории, принятии культурного наследия.