Иноязычная коммуникативная компетенция (ИКК) – это способность личности общаться и взаимодействовать на иностранном языке, строить положительные контакты с представителями других культур, строить речевое поведение в соответствии с конкретной ситуацией и обстоятельствами.
Иноязычная коммуникативная компетенция требует формирования, поскольку, в условиях современной глобализации мира, интеграции культур и народов, необходимо владеть приемами речевого общения и взаимодействия не только на своем родном языке, но и на иностранном. Это облегчит проникновение в социальное и культурное пространство других стран и народов, расширит горизонты коммуникативных связей личности.
Существует несколько подходов к вопросу формирования иноязычной коммуникативной компетенции.
Личностно-ориентированный подход к формированию ИКК
Личностно-ориентированное обучение основано на создании таких условий получения знаний и навыков, развитие иноязычной компетенции, которое позволяет не просто сформировать иноязычную компетенцию, овладеть иностранным языком и практически использовать его, но и дать толчок личностному развитию учащихся, их саморазвитию, самообучению, самопознанию.
В процессе обучения происходит развитие мотивов, которые подталкивают учащихся к осознанию смысла формирования ИКК. Педагог выявляет особенности личностного развития учащихся, уровень их интеллекта, возможности овладения иностранным языком, чтобы подобрать индивидуальную программу для обучения учащихся иностранному языку и развитие его практических навыков его применения в общении.
Важным условием развития ИКК, согласно личностно-ориентированному подходу, является развитие потребности учащегося к освоению иностранного языка, его мотивацию к расширению знаний и навыков использования иностранной речи в различных ситуациях. Все это способствует повышению уровня иноязычной коммуникативной компетенции и общего развития учащегося.
Использование личностно-ориентированного подхода при формировании ИКК позволяет:
- Учитывать индивидуальные особенности психологического, физиологического, социального развития учащихся.
- Составлять систему разноуровневых заданий, отвечающих возможностям и уровню развития каждого учащегося.
- Создавать мотивы освоения иностранного языка, посредством индивидуальной программы обучения.
- Обращаться к субъектному опыту учащихся, чтобы развить у них реальное, полноценное представление о себе, своих познавательных возможностях.
- Строить обучение в форме диалога и сотрудничества.
- Повысить самооценку учащихся, за счет формирования у них должного уровня иноязычной коммуникативной компетенции.
- Применять различные формы и методы обучения, сочетать и интегрировать их.
- Создать условия для профессионального самоопределения и профессионального роста.
Коммуникативно-деятельностный подход к формированию ИКК
Данный подход используется, как правило, при профессиональной подготовке специалистов т.е. когда иностранный язык изучается для выполнения будущей профессиональной деятельности. например, при подготовке педагогов по иностранному языку, подготовке специалистов, планирующих заниматься своей профессиональной деятельностью в другой стране или международной организации данной страны.
Коммуникативно-деятельностный подход отражает формирование коммуникативной компетенции для определенной деятельности. Необходимость ИКК обусловлена профессиональными потребностями личности или жизненными обстоятельствами.
ИКК складывается во всех видах речевой деятельности в их взаимодействии.
Данный подход отражает процесс обучения иностранному языку, как определенную деятельность, ориентированную на решение конкретных задач общения и речевого взаимодействия. Знания по иностранному языку закладываются в процессе практической деятельности учащихся.
Использование данного подходы в формировании ИКК позволяет брать во внимание весь спектр личностных характеристик учащегося как субъекта социального процесса.
Процесс формирования ИКК реализуется в следующих формах:
- Использование ролевых и деловых игр.
- Построение проблемных ситуаций.
- Реальное общение в реальных обстоятельствах.
- Использование проектных технологий. Предполагается применение творческих проектов для формирования навыков коллективного взаимодействия, отработки практики общения на иностранном языке.
Когнитивно-коммуникативный подход к формированию ИКК
Данный подход ориентирован на объединение познавательной деятельности и развития коммуникативных навыков в ходе освоения иностранного языка.
Суть этого подхода основывается на том, что межкультурная среда и коммуникативное пространство является сферой взаимодействия между представителями разных культур, стран и народностей, посредством применения вербальных и невербальных средств общения.
Согласно данному подходу, обучение учащихся направлено на получение знаний о нормах общения в иностранной среде, формирование умений выбирать стратегию коммуникативного общения в конкретных обстоятельствах и для определенных целей, разработке тактике общения в той или иной ситуации иностранного взаимодействия.
Что касается когнитивного компонента обучения иностранному языку, то он охватывает, как развитие системы знаний и навыков в области лингвистики, основ применения языка, а также знаний об устройстве иноязычной среды и культуры. Посредством языка можно проникнуть в другое пространство, в котором действуют иные ментальные принципы и нормы поведения.
Освоение иностранного языка связано, прежде всего, с формированием когнитивной базы т.е. основ профессиональной иноязычной культуры. Чтобы достичь успехов в формировании коммуникативной иноязычной компетенции необходимо развить у учащихся систему языковых знаний в определенном направлении профессиональной деятельности, а также, соответствующую им систему фоновых знаний: норм делового этикета иностранного государства, специфика профессиональной коммуникативной культуры, знания в области особенностей применения языка и его структурных компонентов в различных речевых ситуациях.