Роль изобразительной деятельности в интеллектуальном и общем развитии дошкольника
Изобразительная деятельность – это творческий вид деятельности, основанный на представлении ситуаций, событий и объектов окружающего мира различными художественными средствами.
Изобразительная деятельность лежит в основе качественной подготовки ребенка к школе. Она помогает расширить представления ребенка об устройстве окружающего мира. Это расширяет границы познавательной деятельности, формирует основы практической деятельности и применения творческого подхода к разнородной работе.
Роль изобразительной деятельности в подготовке ребенка к школе можно отразить следующими положениями:
- Подготовка к письму. Ребенок учиться держать инструменты для рисования – карандаш, кисть, фломастер и т.д. в правильном положении.
- Развитие основ визуально-двигательной координации дошкольника. В ходе рисования, ребенок совершает одновременные действия руками. Они контролируются глазами. Дети учатся координации своих действий, соблюдению их последовательности, плавности и точности движений, соблюдению определенного ритма. Это помогает в овладении карандашом и кистью.
- Формирование основ совершения разнообразных мыслительных операций. Мышление дошкольника формируется постепенно. к старшему дошкольному возрасту, психические процессы пребывают на пике сензитивного развития. Поэтому, развивать навыки анализа, синтеза, сравнения и обобщения просто необходимо. Данные операции неотделимы от изобразительного творчества. Ребенок наблюдает за объектами, выделяет их признаки, форму, цвет, размер, отдельные детали, местоположение в пространстве. Он анализирует свойства объектов, чтобы полноценно воплотить их изобразительными средствами.
- Формирование элементарных математических представлений. В ходе рисования происходит знакомство с геометрическими формами, числами, величинами.
- Овладение цветовыми эталонами. Ребенок изучает различные цвета и оттенки, знакомится с многообразием цветовой гаммы, палитры цветов в разных ее проявлениях.
- Развитие образных представлений дошкольника. В ходе изобразительной деятельности формируются основы внимания, восприятия, наблюдательности, они расширяются и обогащаются.
- Расширение кругозора дошкольника. Изобразительная деятельность позволяет узнать что-то новое об окружающем мире, его объектах и процессах.
- Развитие образного мышления. Ребенок учиться выражать образно свои мысли и чувства, знания. Если у него недостаточно слов, то он может выразить свои переживания и эмоции в образной форме, посредством изобразительных средств.
- Развитие речевых навыков. Речь обогащается выразительными языковыми средствами. Рисование активизирует работу моторных функций и вызывает эмоциональный отклик у ребенка.
- Формирование основ коллективного взаимодействия. Дошкольники учатся создавать совместные проекты, выполнять работу по инструкции педагога, действовать сообща.
- Развитие основ учебной работы: выполнение заданий педагога, выполнение действий по правилам, соблюдение определенных требований при изображении чего-то, использование специальных приемов рисования для конкретного случая. Все это, формирует основы выполнения заданий и контроля своей деятельности.
- Развитие навыков организации работы. Формируется умение подготавливать рабочее место к занятиям, убирать его по завершению рисования, доводить начатое дело до конца.
Рисунок 1. Роль изобразительной деятельности в интеллектуальном и общем развитии дошкольника. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, в ходе изобразительного творчества удается научить ребенка выполнять определенные задачи, слушать задания и понимать, поставленные цели деятельности, а также сформировать основы применения творческого подхода к разным видам и направлениям деятельности.
Умственное развитие дошкольника средствами изобразительной деятельности
Изобразительная деятельность является важным средством интеллектуального воспитания. Потому, она активно применяется на стадии подготовки дошкольника к школе.
Изобразительная деятельность основывается на восприятии ребенком каких-то объектов и явлений, выделением у них признаков и их образным воспроизведением.
Восприятие объектов окружающего мира, их последующее воспроизведение изобразительными средствами активизирует работу анализа, синтеза, сравнения и иных мыслительных операций. Все это способствует общему интеллектуальному развитию ребенка.
Чтобы интеллектуальное развитие, средствами изобразительной деятельности, давало должные плоды, необходимо ее организовывать с соблюдением следующих условий:
- Обращение внимания дошкольников на основные признаки объектов, подлежащих изображению: форма, цвет, величина, составные части, пространственное положение.
- Формирование понимания изменчивости форм и величин: рост дерева, был ребенком стал взрослым и т.д.
- Формирование цветового восприятия объектов и их изменения в пространстве и во времени: листья в определенный сезон года, цвета спелых и неспелых овощей и фруктов и т.д.
- Акцентирование внимания на пространственном положении разнообразных объектов и их частей: птица сидит на дереве, машина поехала направо и т.д.
- Мотивация к изобразительному творчеству. Рисование по принуждению не даст никакого эффекта в интеллектуальном развитии дошкольника. Деятельность должна радовать, приносить ребенку удовлетворение.
- Решение разнородных задач в ходе изобразительной деятельности. Рисование не должно организовываться просто так. Каждый объект рисования, каждая сцена, используемые инструменты ориентированы на решение какой-то познавательной задачи. Например, изучение форм объектов, развитие навыков счета от одного до десяти, изучение трехмерных изображений и т.д. Занятия по рисованию и иному виду изобразительного творчества должны быть нацелены на оказание воздействия на интеллект дошкольника.
- Отбор объектов для изображения. Они должны отражать какие-то пропорции, иметь четкую форму, понятное пространственное положение, а также демонстрировать основы устройства мира, чтобы расширять знания ребенка о нем.