Куратор – это педагог, который занимается воспитательной и организаторской работой, ведет наблюдение за ходом обучения студентов.
Роль деятельности куратора в воспитании студентов колледжа
Обучение в колледже является новым этапом в развитии личности. Он требует адаптации к новым социальным условиям, самоопределения личности в новом коллективе, приспособление к его особенностям и правилам совместного сосуществования. Кроме того, ребенок должен быть психологически подготовлен к реализации своих индивидуальных возможностей в новых условиях, мотивирован в познавательном направлении деятельности и ориентирован на продуктивную деятельность по усвоению учебно-познавательной программы.
Студенту колледжа необходимо адаптироваться:
- К новым условиям обучения, новой его организации и динамики, отличающейся от обучения в школе.
- К новому коллективу. Студент попадает в новую сферу социальной жизнедеятельности, требующей от него изменения стиля своего поведения и социального взаимодействия. Студент должен самоутвердиться в новом коллективе, занять, желаемую для него, позицию.
- К новому социальному статусу. Студент начинает привыкать к тому, что он теперь получает знания, которые необходимы ему для реализации себя в конкретной профессиональной роли. Необходимо свыкнуться с выбором профессии, осознать, что этот выбор был верным.
- К новому местожительству. Эта адаптация происходит в том случае, если студент поступает в колледж, находящийся в другом городе и проживает в общежитии или у родственников, друзей. Тогда необходимо привыкать к самостоятельной жизнедеятельности, решению своих проблем без помощи родителей.
В процессе различных направлений адаптации студента колледжа огромная роль в оказании помощи и поддержки отводится куратору.
Рисунок 1. Направления работы куратора. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Куратор помогает в решении проблем, возникающих во взаимоотношениях между педагогами и студентами. Он помогает в организации досуга студентов, в формировании коллективных направлений деятельности студентов, в реализации своих индивидуальных способностей.
Куратор знакомит студентов с правилами внутреннего распорядка, устройством колледжа и его территории, рассказывает про традиции и обычаи данного учебного учреждения. При этом, куратору необходимо быть интересным человеком, мастером своего дела, чтобы завоевать авторитет студентов и развить их стремление к построению положительных взаимоотношений с ним.
Процесс знакомства куратора со студентами может быть организован различными способами и методами. К ним относятся следующие:
- Анкетирование. Оно позволяет куратору узнать интересы, потребности и стремления студентов, их социальный статус, семейное положение, чтобы реализовать индивидуальный подход к построению взаимоотношений с каждым из них;
- Беседа. Со студентами проводится беседа на тему ознакомления с новой социальной средой, ее правилами и особенностями;
- Экскурсия. Студенты знакомятся с устройством учебного учреждения, его территорией, расположением учебных аудиторий, столовой, библиотеки;
- Проведение классного часа. Он представляет собой отдельное занятие определенной тематики. В начале обучения, куратор устраивает его для знакомства со студентами. Каждый может выступить с кратким рассказом о себе, своей жизнедеятельности, увлечениях, успехах в учебной и иной деятельности.
Составление плана работы куратора колледжа со студентами
Планирование кураторской работы начинается с постановки целевого назначения его деятельности. Как правило, работа куратора бывает нацелена на создание для студентов благоприятных условий в новой обстановке, проведение профессиональной подготовки и формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, наделенной нравственными ориентирами поведения, культурой общения, гражданскими и патриотическими качествами.
Целевое назначение может быть подкорректировано или дополнено, исходя из особенностей деятельности конкретного учебного учреждения и видения куратором своей роли в воспитательной работе со студентами.
Работа куратора охватывает временной период равный двум годам. За это время должны быть реализованы следующие задачи его деятельности:
- Соблюдение требований государственных стандартов по конкретным специальностям.
- Создание условий для достижения качественного и эффективного среднего профессионального образования.
- Создание оптимальных условий для социальной адаптации студентов.
- Мероприятия, ориентированные на сохранение изначального контингента учащихся.
- Развитие общих и профессиональных компетенций студентов.
- Развитие системы самоуправления в колледже.
- Различные направления воспитательной работы по формированию гражданских, патриотических, нравственных и эстетических качеств личности, а также развитие культуры поведения и общения, культуры безопасности жизнедеятельности, экологическое развитие, экономическое, трудовой и семейное воспитание.
Содержание работы куратора, утвержденное планом его работы, предполагает следующие направления его деятельности:
- Проведение организационной работы. Это направление включает составление расписания классных часов, проведения консультаций и дополнительных занятий, графика погашения задолженностей, формирование актива студентов, организация самоуправления и активизация ее работы, контрольные проверки посещаемости и сдачи экзаменов, организация дежурств и координирование существования студентов и их взаимоотношений в студенческом общежитии, взаимодействие с родителями студентов.
- Профессиональная работа. Это направление ориентировано на профессиональное воспитание учащихся т.е. развитие навыков самостоятельности, осознания важности и значимости будущего профессионального труда, стремления к самообразованию и саморазвитию.
- Работа по повышению качества обучения и успеваемости студентов. Сюда входят классные часы и родительские собрания по итогам и проблемам успеваемости, вопросам посещаемости занятий и соблюдения дисциплинарных норм.
- Гражданско-патриотические мероприятия.
- Воспитание нравственности и развитие общей культуры.
- Знакомство с правовыми основами жизнедеятельности и обучения в колледже.
- Трудовое воспитание.
- Работа со сложными подростками и социально незащищенными слоями: инвалиды, дети с ограниченными возможностями развития, сироты.
- Адаптация студентов к обучению на втором курсе колледжа.
В содержание работы могут вноситься поправки. Это происходит на основании проведенного анкетирования, показавшего индивидуальные особенности развития и потребности каждого студента.