Содержание воспитательной работы с учащимися 3-го класса начальной школы
Начальный этап школьного обучения и воспитания характеризуется формированием основных нравственных и духовных качеств личности, которые закладываются с детства. На этом этапе воспитание имеет свою специфику. Дети 3-го класса уже прошли две воспитательные ступени и усвоили определенные понятия. При этом, они по-прежнему находятся в младшем школьном возрасте и требуют особого подхода к организации воспитательного процесса.
Содержание воспитания для третьеклассников включает в себя следующие основные направления:
- Воспитание патриотических свойств личности, гражданственности, уважительного отношения к правам и свободам, как собственным, так и других граждан. Это направление включает в себя привитие элементарных знаний о политическом устройстве страны, ее государственном устройстве, законах и необходимости их соблюдения, а также несения ответственности, в случае нарушения, знакомство с символикой государства, понимание социального устройства, основных организаций и институтов, понятие о правах и свободах граждан, стимулирование интереса к событиям, происходящем в обществе и государстве, формирование активной общественной позиции, уважение и почитание культурного наследия, национальных традиций, родному языку, желание знать его и ценить, знакомство с историей страны, ее деятелях, событиях, знание государственных праздников и их значимости, развитие мотивации к участие в жизнедеятельности школы, семьи, своего края, города, страны в целом, почитание Родины и ее защитников, негативное отношение к нарушению общественного правопорядка и школьной дисциплины.
- Воспитание норм нравственного поведения и этического сознания. В данном направление осуществляется работа педагогов по формированию у учащихся понимания о том, что такое добро и зло, хорошее и плохое, нравственное и безнравственное поведение, ознакомление с правилами общественного поведения, способами построения коммуникативных связей, уважение к старшим, добродушное и порядочное отношение к сверстникам, гуманное отношение ко всем живым существам, знакомство с понятиями религиозности, веры, ее значимостью, усвоение этических правил и речевой культуры, культуры поведения в различных социальных институтах, формирование отрицательного отношения к безнравственному, асоциальному поведению.
- Воспитание трудолюбия и творческого отношения к окружающему миру. В этом направлении осуществляется формирование первоначальных представлений о труде и его значимости в жизни общества и каждого человека. Детям прививаются элементарные трудовые навыки, посредством организации специальных мероприятий в школе. Кроме того, дети осваивают принципы работы различных профессий, вырабатывают ценностное и уважительное отношение к учебной деятельности и труду в целом, учатся организовывать свое рабочее пространство и поддерживать его в порядке, усваивают первоначальные навыки совместной коллективной работы.
- Экологическое воспитание. Оно ориентировано на стимулирование интереса учащихся к природе, знакомству с законами ее функционирования, ценностного и бережного отношения к ней и ее организмам. В школах устраиваются специальные мероприятия по природоохранной деятельности. Учащиеся пробуют выращивать растения, ухаживать за ними, регулярно кормят птиц, бродячих кошек и собак.
- Эстетическое воспитание. Направление направлено на формирование представлений и духовном богатстве человека, его красоте и значимости, развитие чувства прекрасного, способности видеть и распознавать красоту, развитие мотивации к уходу за собой, знакомство с художественным и музыкальным творчеством, формирование негативного отношения к неряшливости, плохим этическим поступкам.
Цели и задачи воспитательной работы с учащимися 3-их классов
Воспитательная работа с учащими 3-их классов организуется на основе методов и приемов, отражающих целевое направление деятельности. В качестве приоритетных целей воспитания могут быть поставлены следующие:
- Ориентация на свободное личностное развитие, обеспечение условия для ее самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого учащегося.
- Развитие индивидуальных качеств и раскрытие природных задатков ребенок, совместно со способностью жить и трудиться в коллективе, подчиняться его правилам, уметь строить положительные доброжелательные коммуникативные связи.
- Ориентация на развитие здоровой личности в физическом и психическом плане и поддержание этого развития.
- Формирование навыков построения коммуникативных связей.
- Формирование навыков к познавательной деятельности и мотивов к ее развитию.
- Обеспечение формирования предметных знаний и навыков деятельности.
- Формирование и совершенствование интеллектуальных навыков.
- Ориентация на развитие мотивационной-потребностной сферы личности, положительного отношения к собственному «Я».
- Развитие и совершенствование эмоциональной и чувственной сферы личности, ее волевых качеств.
Эти цели могут применяется, как в единичном порядке, так и совместно, путем объединения их в единую концептуальную цель воспитательной работы педагога.
На основе поставленных целей, предполагается формулирование определенных задач. Такими задачами являются:
- Воспитание дисциплинированности и культуры поведения, основанной на основных нравственных принципах и моральных нормах;
- Развитие и совершенствование навыков коммуникации, посредством формирования положительных качеств личности и предотвращения или устранения отрицательных;
- Формирование у учащихся осознанного приобщения себя к школьному коллективу, стремление к принятию участия в совместной деятельности, развитие доброжелательных чувств по отношению к одноклассникам.
Реализация, поставленных воспитательных целей и задач, осуществляется педагогами с помощью разработки системы мероприятий разной направленности. Это может быть составление анкет, для того, чтобы узнать интересы, склонности учащихся, их социальное окружение, проведение интеллектуальных игр, организацию различных творческих выставок и конкурсов, на которые дети подготавливают свои рисунки, песни, танцы определенной тематики, проведение классных часов по различным тематическим направлениям, организация различных праздников и т.д.