Деловая игра как форма методической работы в ДОУ
Методическая работа в ДОУ – это образовательная деятельность, ориентированная на освоение воспитателями методов и приемов организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении и их использование в своей практике.
Данный вид деятельности направлен на повышение эффективности и качества оказания образовательных услуг ДОУ. Она связана с применением мер для развития каждого воспитателя, повышения его профессионального мастерства, расширение и углубление опыта деятельности.
Методическая работа ДОУ основывается на использовании разных методов и средств, которые привлекают педагога к активной работе и использованию творческого подхода в своей деятельности.
Активные методы методической работы способствуют творческому развитию педагога и творческой направленности его учебно-воспитательной работы в ДОУ. Они расширяют навыки профессиональной деятельности педагога и способствуют преодолению пассивности в работе воспитателя.
Одним из активных методов методической работы является деловая игра.
Деловая игра – это способ имитации образовательного процесса и его отдельных сторон, в ходе которого осваиваются основы управленческой деятельности, организации учебно-воспитательной работы.
Деловые игры позволяют создать образ, модель образовательного процесса ДОУ и разработать эффективные направления его реализации, с учетом конкретных условий, ресурсного обеспечения, возможностей педагога.
Деловая игра помогает:
- Формированию у педагога опыта деятельности, который можно использовать в реальном образовательном процессе ДОУ.
- Развитию навыков разрешения проблемных образовательных ситуаций.
- Выработке активной позиции в образовательном процессе.
- Самообучению и саморазвитию педагогу, повышению их профессионализма.
- Принятию решений в различных обстоятельствах и областях образовательной работы ДОУ.
Деловая игра проводится с педагогами ДОУ на основании составления конспекта ее реализации. Он представляет собой план проведения деловой игры.
Структура конспекта деловой игры с педагогами ДОУ
Составление конспекта деловой игры с педагогами ДОУ начинается с выбора темы методической работы, ориентированной на освоение определенных методов воспитательной и образовательной деятельности педагогами.
План-конспект деловой игры включает в себя следующие разделы:
- Целевой аспект методической работы. Здесь определяется цель использования конкретной игры т.е. на что она ориентирована, каким навыкам работы она научит педагогов ДОУ, к чему приведет ее успешная реализация.
- Задачи игровой деятельности. Здесь указывается перечень задач, которые необходимо решить для достижения цели использования деловой игры в методической работе.
- Организационная деятельность. Здесь отражаются действия по предварительной подготовке в игре: разделение на команды, используемое оборудование, распределение ролей между участниками игры, использование предварительных упражнений и задач, вопросов и т.д.
Методы и приемы, используемые в работе. Здесь отражаются методы методической работы, используемые по ходу игрового действия. Сюда могут входить:
- Организационные методы. Они связаны с адекватным распределением ролей, выработкой четкого регламента действий, соблюдения последовательности операций, определение темпа игрового действия;
- Психологические методы. К ним относится создания благоприятного психологического климата на игре, дружественных взаимоотношений между ее участниками, уважение мнений и интересов каждого педагога, создание условий, мотивирующий к участию в игре;
- Дидактические методы. Они ориентированы на развитие компетентности участников игры, наглядности правил и итогов игрового действия.
Инструментарий. Здесь расписывается все оборудование, которое будет использовано в игре.
- Место проведения игры. Игра может быть проведена в определенном помещении ДОУ или перенесена в какую-то другую обстановку. Например, на улицу, если это требуется для достижения ее целевого назначения.
- Ход методического мероприятия. Здесь расписываются этапы игрового действия. Как правило, деловая игра проходит в три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Основной этап игры может быть разделен на подэтапы при необходимости.
- Подведение итогов. В плане отражаются ожидаемые итоги деловой игры т.е. совокупность компетентностей педагогов, которые должны сформироваться у них в ходе игрового действия.
Пример плана-конспекта деловой игры
Деловая игра реализуется в качестве методического средства по теме: «Профессиональная компетентность современного педагога».
Цель игрового действия: повышение профессиональной компетентности педагогического состава ДОУ.
Задачи: активизация познавательной активности педагогов; привлечение педагогов к коллективной работе; развитие интереса к творческой деятельности в образовательном пространстве ДОУ; формирование основ профессионального саморазвития педагогов.
Организационная деятельность: проведение презентации на тему использования инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ, нестандартных методов и средств работы. Педагоги разделяются на команды – 3 штуки, и выбирают капитанов. Проводится предварительный опрос капитанов: общие знания в области организации обучения в разных возрастных группах, методические приемы работы.
Методы и приемы работы: используется метод дискуссии, проведение ситуативного анализа, создание психологической совместимости между участниками команд.
Инструментарий: используется проектов, ПК, карточки с вопросами и заданиями, фишки.
Место проведения: игра проводится в актовом зале ДОУ.
Ход игры.
Подготовительный этап: рассмотрение требований современного общества к системе дошкольного образования, необходимости использования инноваций в образовательном процессе ДОУ для изменения качества его работы и повышения профессионального мастерства педагога. Упражнения на развитие ассоциативного мышления педагогов: передача между педагогами мяча и называние ассоциаций к слову инновации.
Основной этап:
- задание 1: моделирование ситуации применения проектора для освоения темы: космос;
- задание 2: предложение внедрения собственной инновационной технологии в образовательный процесс: создание коллажа и его представление.
Каждая команда получает определенное количество фишек в зависимости от качества выполнения задания.
Заключительный этап: вопросы по инновациям в образовании: их значимость, разновидности, варианты использования в образовательном процессе, собственные инновационные разработки педагогов, опыт их использования, формирование стремления к использованию инноваций в образовательном процессе ДОУ.
Подведение итогов игры: итоги освоения инновационных аспектов работы, сложности применения инноваций педагогами, трудности, возникшие в ходе моделирования образовательной деятельности с применением инновационных технологий.