Начало обучения в школе для каждого первоклассника является важным этапом в жизни. Для ребенка это не просто важный, но и очень сложный этап, значительно отличающийся от всего, что было ранее. Помимо новых знакомств, ребенка ожидает смена распорядка дня, из повседневной жизни уходит игра, а основной его деятельностью становится учебная. В этот период ребенку как никогда необходима помощь и поддержка со стороны взрослого.
Проявление эмоций у детей в первые дни пребывания в школе
Одним из значимых моментов в жизни каждого ребенка является начало обучения в школе. Дети с радостью и волнением ждут этого события. Первые дни пребывания ребенка в школе очень волнительны, так как вокруг все ново и незнакомо. Именно поэтому большое внимание в последнее время уделяется эмоциональному состоянию первоклассника, так как от его благополучия зависит психическое и психологическое здоровье ученика. От эмоционального благополучия во многом зависит и успешность всего последующего процесса обучения в школе.
Эмоциональное благополучие ребенка в первые дни пребывания в школе зависит от многих факторов:
- удовлетворения потребности ребенка в общении;
- обстановки в семье;
- взаимоотношений с одноклассниками и педагогом;
- от условий пребывания в школе в целом и в классе в частности.
Таким образом, эмоциональное состояние ребенка в первые его дни в школе зависит от многих внешних факторов, окружающих первоклассника. Большое значение имеют и внутренние факторы, а именно индивидуальные особенности ребенка.
Младшие школьники отличаются высокой эмоциональностью, впечатлительностью, отзывчивостью, их эмоции быстро сменяют друг друга. Если уроки организованы таким образом, что они скучны и монотонны, то это может оттолкнуть ребенка от учебной деятельности и сформировать отрицательное к ним отношение.
Положительное отношение к учителю, доверие и открытость во взаимоотношениях формируют положительное отношение ко всему процессу обучения в дальнейшем.
Адаптация ребенка к школе
Начало школьной жизни – это переломный момент в жизни ребенка.
Адаптация ребенка к школе – это привыкание к школе, школьному распорядку, новым обязанностям и правам, школьным правилам.
У каждого ребенка процесс адаптации протекает по-разному. Это связано с индивидуальными особенностями детей. У кого-то процесс адаптации проходит быстро и без проблем, а у кого-то долго и мучительно.
Легче адаптацию переносят девочки, так как они более контактны, общительны, легче подстраиваются к новым ситуациям. У мальчиков же психика не такая гибкая, они сложнее принимают новые условия, любые изменения в жизни вызывают у них множество разнообразных переживаний и страданий.
В первые дни в школе все дети воспринимают учебу одинаково, так как она воспринимается ими как развлечение и игра. Новая роль – роль ученика, увлекает ребенка. С течением времени отношение к учебе меняется, дети начинают осознавать всю ответственность и сложность учебного процесса. Соответственно первоначальный восторг и радость сменяются тревогой и напряжением. Ребенок начинает переживать, сможет ли он справиться с возложенной на него ролью.
В этот период очень важно поддержать ребенка. Необходимо учитывать сильные и слабые стороны ребенка, его психологические особенности. Взрослые (как родители, так и педагоги) должны понимать, как тяжело сейчас ребенку и не давить на него, если у него что-то не получается. Именно в первые дни в школе у ребенка закладывается отношение к школе и учебе в целом.
Таким образом, процесс адаптации является самым сложным и важным этапом в жизни школьника. Необходимо помочь ребенку его пройти и сформировать правильное (положительное) отношение к школе, учебе, одноклассникам, учителю, а также к себе, как к ученику.
Педагогические и практические рекомендации родителям
Школа с самого первого дня ставит перед новоявленным учеником целый ряд задач, требующих от него мобилизации всех своих физических и интеллектуальных возможностей. В первые дни первоклассники сталкиваются с трудностями, которые им необходимо помочь преодолеть.
Практические советы для родителей в период адаптации ребенка к школе:
- Покой и сон. Необходимо не просто поддерживать хрупкую нервную систему школьника, но и давать ей полноценный отдых. Поэтому первоклассникам необходимо спать не менее 9 часов в сутки.
- Чувство защищенности, благодаря любимой игрушке. Данный прием аналогичен тому, который многие родители использовали при адаптации ребенка к детскому саду. Ребенку не нужно запрещать брать с собой любимую игрушку. Она поможет ему чувствовать себя защищенным. Однако ребенку необходимо объяснить, что играть на уроках нельзя.
- Домашние задания – вместе. Большинство родителей совершают ошибку, считая, что раз ребенок уже школьник, то он уже самостоятельный. В первые месяцы ребенка необходимо приучать к самостоятельности, учить правильно организовывать свое время, то есть необходимо делать домашние задания вместе с ним.
- Твердый распорядок дня. Необходимо установить такой распорядок дня, чтобы ребенок успел и отдохнуть, и выполнить домашнее задание. С первых дней учебы нужно приучать ребенку к такому распорядку.
- Специальная зарядка. Практически каждому первокласснику очень сложно высидеть весь урок неподвижно. Поэтому после школы необходимо приучать ребенка к выполнению ряда гимнастических упражнений, которые так же направлены и на сохранение его осанки.
Педагогические советы для родителей в период адаптации ребенка к школе:
- Важно подмечать любые изменения в поведении ребенка. Это поможет понять, как проходит процесс адаптации, есть ли у ребенка проблемы, помочь их решить.
- Терпение. В общении с ребенком необходимо не выражать негативных эмоций, особенно если ему что-то не дается по учебе, возникают сложности с поведением в школе. Важно спокойно объяснять и разбирать сложные ситуации.
- Помощь в принятии «позиции школьника». Перед школой и в первые дни в школе необходимо ненавязчиво вести с ребенком беседы о нужности и важности получения образования.
- Никогда нельзя сравнивать результаты ребенка с достижениями его одноклассников. Допустимо только сравнение его собственных успехов и достижений.
- Обращать и замечать все успехи и достижения ребенка, даже если они незначительны. Обсуждать и анализировать неудачи.
- Необходимость психологической поддержки. Ребенок должен быть уверен, что дома его уважают и любят, несмотря на все школьные неприятности и трудности.
Таким образом, первые дни в школе являются важным этапом в жизни каждого ребенка. Именно в этот период от взрослых (учителя и родителей) зависит какое отношение к учебе и школе у ребенка сложится. Ребенку в это время очень нужна и важна поддержка со стороны взрослых.