Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Перспективы развития педагогики

Особенности современной педагогики

Педагогические идеи в своем развитии опираются на: педагогическое наследие прошлых лет; современные педагогические исследования, обогащающие педагогические теории новыми идеями; передовой педагогический опыт, что позволяет выдвигать новые концепции и теории, выявлять определенные закономерности.

Современная западная педагогика характеризуется наличием ряда основных парадигм:

  1. Парадигма «знаний», или традиционалистическая парадигма. Основная цель обучения и воспитания – предоставление разносторонних, прочных и глубоких академических знаний.
  2. Поведенческая, или бихевиоральная парадигма. Основная цель обучения и воспитания - сформировать верные формы социального поведения, соблюдение правил поведения и норм морали в обществе, адекватного исполнения социальных ролей.
  3. Технократическая прагматическая парадигма. Основная задача образования – предоставить знания и навыки, практически необходимые и полезные в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
  4. Гуманистическая парадигма. Основная цель педагогики - способствовать формированию и развитию способностей индивида, его личности, духовному росту, самосовершенствованию и нравственности, самореализации.
  5. Теологическая парадигма. Весь педагогический процесс должен быть ориентирован на развитие нравственных основ и религиозных чувств человека.

В современном мире в различных странах системы образования опираются на одну из основных парадигм.

Замечание 1

Ученые и педагоги развитых стран мира считают, что существующая в данный момент система образования не соответствует требованиям современности, находится в кризисном состоянии, суть которого - отсутствие ориентации на будущее.

Нынешнее общество и перспективы его развития требуют создания новой системы образования, помогающей сформировать у учащихся способности к проективной детерминации будущего и ответственности за него, веру в свои профессиональные способности и в себя.

Научные истоки образовательной политики современности надо искать в трех сферах:

  • Науки о человеке и обществе (социология, психология, политология и др.). Необходимы для современного научного представления о закономерностях развития и поведения человека. Модель взаимодействия внутри образовательной системы между людьми, самой системы образования – с социумом.
  • Философия образования. Дает новое представление о том, какое место занимает человек в современном мире, о социальной роли образования в разрешении важнейших проблем человечества.
  • «Теория практики». Включает современную педагогику, менеджмент образования, социальное проектирование и т.д., позволяющие обозначить структуру и цели системы образования, принципы ее управления и организации.
«Перспективы развития педагогики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основные направления развития педагогики

Значение педагогики определяется реальным вкладом, который она вносит в решение проблем реформы образования, в повышение эффективности гражданского воспитания и обучения подрастающих поколений, в научно-методическое обеспечение процесса непрерывного образования, в подготовку производительных сил, в создание интеллектуального потенциала социума, в разностороннее развитие личности и формирование новых общественных отношений.

Приоритетные направления развития педагогической науки:

  • разработка для всех возрастных этапов формирования личности конкретно-педагогических и общественных целей, технологий и концепций обучения и воспитания;
  • научный анализ и оценка состояния практики, точное прогнозирование педагогических и социально-экономических аспектов образования;
  • поиск средств и путей индивидуализации и дифференциации учебной деятельности на основе единства развития, обучения, воспитания;
  • выявление перспектив развития личности в учебно-воспитательном процессе (содержание, цели, методы, организационные формы и средства, виды творческой деятельности);
  • развитие методов и методологии педагогических исследований;
  • педагогические аспекты гуманизации и демократизации системы образования; поиск наиболее эффективных путей развития духовной культуры, идейно-нравственного воспитания, гражданского становления личности;
  • разработка концепций национальной школы в качестве инструмента развития национальной культуры, национального самосознания, подлинного интернационализма, совершенствования межнациональных отношений;
  • изучение эффективных способов оптимизации и активизации педагогического процесса, укрепление здоровья обучающихся, устранение перегрузки;
  • создание условий для повышения эффективности самовоспитания и самообразования;
  • изучение психолого-педагогических и социальных проблем молодежи;
  • изучение перспективных направлений повышения квалификации преподавателей для разных звеньев непрерывного образования;
  • анализ, обобщение и распространение новаторского и передового педагогического опыта, инновационных процессов.

Проблемы современной педагогики

В условиях современности в развитие педагогических идей выделяют ряд проблем методологического характера:

  • сущность обучения, воспитания и педагогической деятельности в качестве педагогического процесса и общественных явлений;
  • общие законы обучения, воспитания, педагогической деятельности, определение предмета педагогики в условиях непрерывного образования как общественной науки;
  • диалектика взаимосвязи и взаимовлияния непрерывного образования и воспитания с ростом производительных сил и развитием производственных отношений;
  • диалектика взаимосвязи обучения, воспитания, педагогической деятельности, а также форм общественного сознания;
  • социально-педагогические противоречия в качестве источника развития личности и педагогического процесса;
  • диалектика становления личности как объекта и субъекта воспитания;
  • психолого-педагогические, философские и социальные основы формирования содержания процесса образования;
  • диалектика взаимосвязи общечеловеческого, классового, национального в гражданском воспитании;
  • диалектика индивидуального, особенного и общего в формировании личности;
  • диалектика биологического и социального, целенаправленного и спонтанного в формировании личности;
  • логика и диалектика педагогического мышления.
Дата последнего обновления статьи: 12.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot