Особенности современной педагогики
Педагогические идеи в своем развитии опираются на: педагогическое наследие прошлых лет; современные педагогические исследования, обогащающие педагогические теории новыми идеями; передовой педагогический опыт, что позволяет выдвигать новые концепции и теории, выявлять определенные закономерности.
Современная западная педагогика характеризуется наличием ряда основных парадигм:
- Парадигма «знаний», или традиционалистическая парадигма. Основная цель обучения и воспитания – предоставление разносторонних, прочных и глубоких академических знаний.
- Поведенческая, или бихевиоральная парадигма. Основная цель обучения и воспитания - сформировать верные формы социального поведения, соблюдение правил поведения и норм морали в обществе, адекватного исполнения социальных ролей.
- Технократическая прагматическая парадигма. Основная задача образования – предоставить знания и навыки, практически необходимые и полезные в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
- Гуманистическая парадигма. Основная цель педагогики - способствовать формированию и развитию способностей индивида, его личности, духовному росту, самосовершенствованию и нравственности, самореализации.
- Теологическая парадигма. Весь педагогический процесс должен быть ориентирован на развитие нравственных основ и религиозных чувств человека.
В современном мире в различных странах системы образования опираются на одну из основных парадигм.
Ученые и педагоги развитых стран мира считают, что существующая в данный момент система образования не соответствует требованиям современности, находится в кризисном состоянии, суть которого - отсутствие ориентации на будущее.
Нынешнее общество и перспективы его развития требуют создания новой системы образования, помогающей сформировать у учащихся способности к проективной детерминации будущего и ответственности за него, веру в свои профессиональные способности и в себя.
Научные истоки образовательной политики современности надо искать в трех сферах:
- Науки о человеке и обществе (социология, психология, политология и др.). Необходимы для современного научного представления о закономерностях развития и поведения человека. Модель взаимодействия внутри образовательной системы между людьми, самой системы образования – с социумом.
- Философия образования. Дает новое представление о том, какое место занимает человек в современном мире, о социальной роли образования в разрешении важнейших проблем человечества.
- «Теория практики». Включает современную педагогику, менеджмент образования, социальное проектирование и т.д., позволяющие обозначить структуру и цели системы образования, принципы ее управления и организации.
Основные направления развития педагогики
Значение педагогики определяется реальным вкладом, который она вносит в решение проблем реформы образования, в повышение эффективности гражданского воспитания и обучения подрастающих поколений, в научно-методическое обеспечение процесса непрерывного образования, в подготовку производительных сил, в создание интеллектуального потенциала социума, в разностороннее развитие личности и формирование новых общественных отношений.
Приоритетные направления развития педагогической науки:
- разработка для всех возрастных этапов формирования личности конкретно-педагогических и общественных целей, технологий и концепций обучения и воспитания;
- научный анализ и оценка состояния практики, точное прогнозирование педагогических и социально-экономических аспектов образования;
- поиск средств и путей индивидуализации и дифференциации учебной деятельности на основе единства развития, обучения, воспитания;
- выявление перспектив развития личности в учебно-воспитательном процессе (содержание, цели, методы, организационные формы и средства, виды творческой деятельности);
- развитие методов и методологии педагогических исследований;
- педагогические аспекты гуманизации и демократизации системы образования; поиск наиболее эффективных путей развития духовной культуры, идейно-нравственного воспитания, гражданского становления личности;
- разработка концепций национальной школы в качестве инструмента развития национальной культуры, национального самосознания, подлинного интернационализма, совершенствования межнациональных отношений;
- изучение эффективных способов оптимизации и активизации педагогического процесса, укрепление здоровья обучающихся, устранение перегрузки;
- создание условий для повышения эффективности самовоспитания и самообразования;
- изучение психолого-педагогических и социальных проблем молодежи;
- изучение перспективных направлений повышения квалификации преподавателей для разных звеньев непрерывного образования;
- анализ, обобщение и распространение новаторского и передового педагогического опыта, инновационных процессов.
Проблемы современной педагогики
В условиях современности в развитие педагогических идей выделяют ряд проблем методологического характера:
- сущность обучения, воспитания и педагогической деятельности в качестве педагогического процесса и общественных явлений;
- общие законы обучения, воспитания, педагогической деятельности, определение предмета педагогики в условиях непрерывного образования как общественной науки;
- диалектика взаимосвязи и взаимовлияния непрерывного образования и воспитания с ростом производительных сил и развитием производственных отношений;
- диалектика взаимосвязи обучения, воспитания, педагогической деятельности, а также форм общественного сознания;
- социально-педагогические противоречия в качестве источника развития личности и педагогического процесса;
- диалектика становления личности как объекта и субъекта воспитания;
- психолого-педагогические, философские и социальные основы формирования содержания процесса образования;
- диалектика взаимосвязи общечеловеческого, классового, национального в гражданском воспитании;
- диалектика индивидуального, особенного и общего в формировании личности;
- диалектика биологического и социального, целенаправленного и спонтанного в формировании личности;
- логика и диалектика педагогического мышления.