Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогика и психология инклюзивного образования

Определение 1

Инклюзивное образование — это обучение детей, организованное тем способом, который больше всего подходит ребенку, учитывает его индивидуальные особенности, уровень развития и потребности.

Замечание 1

Основной целью инклюзивного образования является организация адаптации ребенка к социальной и учебной среде, с учетом его возможностей.

В настоящее время в России инклюзивное образование находится на стадии становления и развития. Решением вопросов инклюзивного образования занимаются на государственном уровне.

Основные принципы инклюзивного образования

Организация инклюзивного образования осуществляется не только с опорой на общепедагогические принципы, но и на ряд принципов, которые были разработаны и приняты в г. Саламанке в рамках Мировой конференции по образованию особенных детей. Данные принципы были разработаны специально для инклюзивного образования.]

Принципы инклюзивного образования:

  • Принцип ценности каждого человека, вне зависимости от его способностей и достижений.
  • Принцип уникальности каждого человека.
  • Принцип права каждого человека выражать свои мысли и чувства, и быть услышанным другими.
  • Принцип организации образования с учетом реальных возможностей ребенка.
  • Принцип оказания поддержки детей со стороны наставников и ровесников.
  • Принцип прогресса – каждый достигает индивидуального прогресса, с учетом его возможностей и потребностей.
  • Принцип разнообразия – предполагает всестороннюю подготовку особенных детей к познавательному и личностному развитию в рамках массового образовательного учреждения.

Условия организации инклюзивной образовательной среды

Успешность организации инклюзивного образования во многом зависит от того, насколько понимаются основы инклюзии и ее значимость. Кроме того, большое значение имеет соблюдение ряда условий. К базовым условиям организации инклюзивного образования относят:

  1. Понимание и принятие философии инклюзивного образования.
  2. Обязательное документальное оформление договора между родителями и образовательным учреждением. Договор должен обязательно содержать требования, предъявляемые к родителям (семье) ребенка, а также условия его обучения в массовом учебном заведении.
  3. Организация преемственности между всеми ступенями образования и разными типами образовательных учреждений.
  4. Наличие в образовательном учреждении всех необходимых методических рекомендаций и разработок для детей с разным уровнем развития и различными типами нарушений.
  5. Наличие у образовательном учреждении необходимых учебных планов, УМК, дидактических материалов и т.д.
  6. Осуществление необходимой подготовки педагогических работников, которые включены в процесс инклюзии.
«Педагогика и психология инклюзивного образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 2

Таким образом, образовательная среда учебного заведения должна обладать рядом возможностей, для создания необходимых условий организации инклюзии.

Для того, чтобы образовательная среда могла обеспечить возможности внедрения инклюзии, она должна обладать рядом признаков:

  1. Гибкость и готовность к изменениям.
  2. Эффективность и мобильность управления.
  3. Ориентир на гуманистические ценности.
  4. Организация индивидуального образовательного процесса, с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка.
  5. Наличие в образовательном учреждении необходимых ресурсов для организации индивидуального образовательного маршрута.

Для того, чтобы инклюзивная образовательная среда, организованная в рамках массовой общеобразовательной школы, была успешной и соответствовала всем необходимым условиям, она должна включать следующие позиции:

  1. Взаимные усилия со стороны самого особого ребенка и группы, в которой он будет обучаться. То есть, ученики класса, в котором будет учиться особенный ученик, должны быть психологически готовы принять его, оказывать ему необходимую помощь и поддержку, взаимодействовать на основании взаимного уважения.
  2. Соблюдение определенных требований у пространственно-временной общности, в которую будет включен особенный ребенок. Не все образовательные учреждения готовы принять на себя социальную ответственность за результаты инклюзии.
  3. Помимо подготовки образовательного процесса к инклюзии, учебное заведение должно позаботиться о создании инклюзии для успешной социальной интеграции в различных сферах жизни особенного ребенка. Организация посещений особенными детьми театров, музеев, выставок и т.д.
  4. Организация индивидуального образовательного процесса, в рамках инклюзии, не должна ущемлять права на образование детей с нормой развития.

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования

Важнейшим условием эффективности инклюзивного образования является психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ.

  1. Непрерывность – психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ должно осуществляться на всех этапах его обучения.
  2. Системность – сопровождение должно осуществляться не от случая к случаю, а систематически на протяжении всего обучения, включать в себя разнообразный круг вопросов (отношения в семье, отношения с другими учащимися, взаимодействие с педагогами и т.д.).
  3. Сопровождение семьи особенного ребенка – поддержка должна оказываться всем семьям, имеющим детей с ОВЗ. Сопровождение семьи подразумевает не только психологическую поддержку семьи особенного ребенка, но и работу с родителями других учеников, с нормой развития, с целью формирования у них адекватного отношения к «особым» детям.
  4. Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса. На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие воспитанников, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия детей.
  5. Индивидуальный подход. Важный принцип, которым руководствуются специалисты психолого-педагогического сопровождения – индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье.
  6. Междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения.
Дата последнего обновления статьи: 01.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot