Понятие хореографического искусства
Хореографическое искусство – это искусство сочинять и ставить сценический танец.
Танцу всегда отводилось особое место в культуре любого народа. В разные эпохи танец был составной частью культуры, религии, воспитания, позже он превратился в профессию, терапию, развлечение, спорт и искусство.
Хореография включена в программы дополнительного образования детей и подростков. Благодаря систематическим занятиям, ученики приобщаются к общей эстетической и танцевальной культуре, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает точнее и эмоциональнее воспринимать профессиональное хореографическое искусство. Занятия хореографией помогают развивать общекультурный кругозор, формируют некоторые эстетические принципы и ценности, а также позитивные физиологические человеческие показатели: выносливость и физическое здоровье, гармоничное телосложение. Занятия детей танцами – не просто знакомство и освоение основ хореографии, это еще и приобщение к мировому культурному наследию.
На сегодняшний день особое внимание уделяют культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни и общечеловеческим ценностям. При занятиях хореографией у детей формируется определенный уровень нравственной культуры, они социально адаптируются, что помогает им в преодолении сложных жизненных ситуаций.
В России хореографическое искусство регулирует основной нормативно-правовой акт – Федеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства. Данные требования учитывают преемственность программы «Хореографическое творчество» и основные профессиональные образовательные программы среднего и высшего профессионального образования в области хореографического искусства и сохранение единства образовательного пространства РФ в области культуры и искусства.
На сегодняшний день хореография – довольно перспективное направление в искусстве. Хореографическое образование может быть получено в учреждениях высшего и средне-специального образования, а также в системе дополнительного образования. К системе дополнительного образования в хореографии относят студии и кружки при школах искусств.
Современная система дополнительного образования – постоянное, динамично развивающееся направление, ориентирующееся на потребности и интересы общества, инновационные разработки. В условиях современного мира большое значение имеет всесторонне и гармонично развитая личность. Возведению человека к нормам духовности и морально-нравственным идеалам, а также образцам эстетической направленности, его культурному воспитанию отведено огромное значение, так как всесторонне развитая личность может стать хорошим специалистом в любой отрасли.
Для раскрытия потенциала ребенка необходимо полностью и всесторонне погрузиться не только в педагогический процесс, но и в полноценное общение с воспитанником.
Методика образования в хореографии
Большая роль в процессе воспитания в системе дополнительного образования по хореографическому искусству принадлежит мотивации ребенка на хороший результат, а значит и на продуктивную работу.
У каждого ребенка свои мотивационные факторы. Кого-то интересует сам процесс постановки танца, кто-то будет заинтересован в получении конечного результата, а кто-то - моментом соревнования внутри группы.
Задачей педагога является выделить субъекты, влияющие на мотивационную активность учеников в области хореографии.
Дальнейшая педагогическая деятельность базируется на выводах, которые были получены после изучения особенностей личности каждого ребенка. На основании данных результатов учитель может выбрать необходимый тип урока и его структуру, например:
- урок-игра;
- конкурс;
- лекция;
- практика;
- комбинированный урок.
Огромную роль играет степень вовлеченности родителей и опекунов в учебный процесс. Это необходимо, так как часто встречается, что конечный результат деятельности ребенка не совпадает с ожиданиями родителей. Тогда педагогу необходимо, зная ожидания, максимально приблизить к ним результат деятельности, либо сгладить реакцию родителей на конечный результат воспитательной и образовательной деятельности.
Построение педагогического процесса заставляет педагога-хореографа овладевать инновационными, дополнительными профессиональными навыками, в том числе, психолого-педагогические знаниями.
Искусство хореографии – одно из доступных средств эстетического воспитания школьников. однако, несмотря на разностороннюю и очевидную пользу танцев, многие взрослые относятся к ним не серьезно, а потому и для многих детей уроки хореографии не представляют никакой ценности.
Если говорить о необходимой частоте занятий, то нельзя забывать, что тренировки один раз в неделю не только не принесут пользы организму, но и могут нанести вред, так как под большой и резкой нагрузкой здоровье ухудшается. Два занятия в неделю дают небольшой прирост в обучении и подходят больше для поддержания формы. Три и более занятий в неделю уже дают заметный прогресс.
Родители, запрещая ребенку посещать занятия, меньше всего думают о процессе обучения, работе коллектива и о неудобстве педагога. Чтобы свести риск негативных эмоций ребенка к минимуму, необходимо чаще и больше работать с родителями, выстраивать с ними доверительные отношения, хвалить детей. Если родители наказывают ребенка непосещением занятий, то он не только лишат его радости обучения, но и снижают общую мотивацию обучения, создавая ситуацию, когда ребенок находит иные типы досуга, далеко не всегда имеющие духовно-нравственный потенциал.