Понятие и сущность педагогического взаимодействия в воспитании
Педагогическое взаимодействие – это преднамеренный контакт между педагогом и воспитанниками, в результате которого происходят изменения в их поведении, отношении и деятельности.
Принято выделять несколько уровней педагогического взаимодействия:
- Первый уровень – характеризуется взаимодействием человека с самим собой. На данном уровне осуществляется формирование навыков самоанализа, самопроектирования, самооценки и самопознания. Значимость личности умения взаимодействовать с самим собой очень велика, так как от этого умения во многом зависит успешность взаимодействия с окружающими.
- Второй уровень – характеризуется умением человека взаимодействовать с другими членами общества.
- Третий уровень – характеризуется умением личности взаимодействовать с определенной системой. Так, ребенок посещающий школу или детский сад вступает в разнообразные взаимоотношения, участниками которых выступают педагоги, другие дети, сотрудники образовательной организации и т.д.
Сущность педагогического взаимодействия заключается в том, что оно представляет собой совокупность педагогического воздействия на участника образовательного процесса и его ответную реакцию.
Таким образом, педагогическое взаимодействие представляет собой связь субъектов воспитательно-образовательной деятельности, которая приводит к качественным и количественным изменениям в личностных характеристиках взаимодействующих сторон и учебно-воспитательном процессе.
Различают следующие виды педагогического взаимодействия в воспитании, в зависимости от общей образовательной цели и деятельности субъектов воспитательно-образовательного процесса:
- Взаимодействие сотрудничества – это взаимоотношения между ребенком и педагогом, которые основаны на гуманности, доброжелательности, взаимном уважении и активности в образовательном процессе. Такое взаимодействие оказывает положительное влияние на всех участников.
- Взаимодействие диалога – это взаимодействие, которое основано на принятии партнера таким, какой он есть, относятся уважительно к его индивидуальным особенностям. В рамках такого взаимодействия происходит искренний и правдивый обмен между участниками мнениями, чувствами, идеями и т.д., без предвзятости.
- Взаимодействие соглашения – основано на договоренности между участниками об их ролях в общении, позициях и функциях в коллективе и в определенной деятельности, с целью достижения конкретного результата.
- Взаимодействие подавления – в основе такого взаимодействия заложено пассивное подчинение одной стороны другой. Проявляется это в виде строгих, открытых и порой жестких требований, указаний и предписаний, как и что следует делать.
- Взаимодействие индифферентности – основано на безучастности и равнодушии участников образовательного процесса друг к другу. Характеризуется нейтральными формальными отношениями.
- Взаимодействие конфронтации – характеризуется открытой неприязнью друг к другу, основанной на разных взглядах, расхождении интересов и целей.
- Взаимодействие конфликта – это взаимодействие, которое основано на столкновении противоположных интересов, мнений, позиций и т.д., при котором одна стороне ущемляет другую.
Правила эффективного педагогического взаимодействия в воспитании
Педагогическое взаимодействие в воспитании организуется в соответствии с определенным алгоритмом:
- Определение состояния субъекта (ребенка) как предстоящего объекта воздействия. Анализ позы, мимики, реакции на приход педагога.
- Вызов объекта на общение, посредством приветствия, дружеского обращения, улыбки и т.д.
- Постоянное положительное подкрепление объекта взаимодействия.
- Активное участие в поиске и выражении субъектом своего «Я».
- Непосредственное взаимодействие с субъектом, на протяжении всей деятельности.
- Выражение благодарности в адрес субъекта.
- Ознакомление ребенка с будущей проекцией общения.
Для того, чтобы процесс педагогического взаимодействия в воспитании был успешным, следует соблюдать ряд правил:
- Проявление педагогического оптимизма.
- Открытое выражение доверия и уважения к детям, понимание и принятие душевного состояния ребенка.
- Проявление искреннего интереса к личности ребенка, его судьбе.
- Оказание детям всесторонней помощи в формулировании коллективных и индивидуальных целей.
- Открыто выражать свои чувства, умение придавать личностную эмоциональную окраску всем происходящим событиям.
- Использование в общении с детьми разнообразных форм общения, в том числе и неформального.
- Адекватное отношение к самому себе, оценки себя и т.д., всеми участниками взаимодействия.
Особенности взаимодействия родителей и педагогов по вопросам воспитания
Особое значение имеет взаимодействие между родителями и педагогами, которое основано на достижении общей цели воспитания. В процессе сотрудничества между педагогами и родителями, необходимо для того, что педагоги имели возможность лучше узнать ребенка, его индивидуальные особенности, возможности и потребности. Кроме того, в процессе взаимодействия родители имеют возможность расширить свои знания в области воспитания детей, получить профессиональные консультации и т.д.
Процесс взаимодействия родителей и педагогов основано на ряде противоречий:
- Противоречия между высокими требования со стороны общества к родителям в вопросах воспитания современных детей, и низкой родительской ответственностью, стремлением переложить функцию воспитания ребенка на образовательное учреждение.
- Противоречие между объективными задачами воспитания и реальными условиями воспитательной среды в семье, образовательной организации и т.д.
- Противоречие между потребностями родителей в воспитании детей образовательным учреждением и имеющимися у него ресурсами.
- Противоречие между теоретической разработанностью проблемы взаимодействия в сфере «школа-семья» и отсутствием опоры на теоретические наработки такого взаимодействия на практике.
- Противоречия изменившимися условиями жизнедеятельности общества и стереотипностью деятельности школы в сфере взаимодействия с семьей.