Понятие и типы сопровождения
Сопровождение - это процессы, связанные с поддержкой и защитой, а также обеспечением благоприятных условий функционирования объектов и субъектов в разных областях деятельности.
Выделяют несколько типов сопровождения:
- Социальное сопровождение – это комплекс мер, направленный на поддержание активной жизнедеятельности и развитие естественных потребностей индивидов, а также создание условий для предупреждения и решения разного рода кризисных и проблемных ситуаций.
- Психологическое сопровождение – это комплексное влияние на личность, сверхзадача которого – активизировать саморазвитие личности.
- Психолого-педагогическое сопровождение – это процесс оказания ребенку помощи, основа которой – максимальное сохранение свободы и ответственности субъекта развития за выбор решения стоящей перед ним проблемы.
- Педагогическое сопровождение – это форма партнерского взаимодействия, в процессе которого идет согласование смыслов деятельности и создание условий для индивидуального принятия решений.
Особенности педагогического сопровождения в ДОУ
Своеобразие педагогического сопровождения заключается в том, что оно рассматривается не в качестве процесса формирования и развития личности, а предполагает оказание помощи, содействия, создание условий участниками педагогического процесса в самореализации, саморазвитии, осуществлении ряда самостоятельных действий.
Иными словами, педагогическое сопровождение можно рассматривать в качестве особого гуманистически-ориентированного педагогического процесса оказания помощи в саморазвитии и самодеятельности.
На основании проведенного анализа многих работ Усковой С.А., определили ряд подходов, позволивших уточнить обозначенное понятие.
- Первый подход обозначают в качестве сопровождения самоопределения и творческой деятельности человеческой индивидуальности. Суть его – научить субъект самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, организовывать жизнь, решать проблемы, адекватно реагировать на эмоциональный дискомфорт.
- Второй подход называют компетентностным и он направлен на оказание помощи при решении проблем сопровождаемого. В таком случае сопровождение становится методом, обеспечивающим создание условий для принятия субъектом развития оптимального перечня решений в разных ситуациях жизненного выбора.
- Третий подход предполагает развитие личности, способствующее ценностно-смысловой ориентации, определение системы отношений к самому себе, людям и миру, а также межличностному взаимодействию, соответствующему социальным и педагогическим требованиям. Сущность сопровождения заключается в создании социально-психологических условий успешного обучения и психологического развития детей в школьном взаимодействии.
- Четвертый подход – сопровождение социальной адаптации личности и самостоятельное выполнение ей социальных норм и требований.
Иными словами, сопровождение помогает самоопределению, становлению и развитию личности субъектов образовательной деятельности, повышает качество самостоятельной деятельности субъектов образования. Также педагогическое сопровождение решает педагогические задачи по совершенствованию личности субъектов образовательной деятельности, помогает решать жизненные и профессиональные проблемы субъектов образовательной деятельности.
Особенное место в педагогическом сопровождении отведено процессу взаимодействия ДОО с семьями воспитанников. Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе дошкольного учреждения и каждого педагога.
Правильно организованная система взаимоотношений семьи и ДОУ играет важную роль в процессе развития и воспитания ребенка, обеспечивая ему двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь дома и в детском саду.
Изменения в общественных условиях и позиции государства, касающейся роли семейного и общественного воспитания вызвало необходимость признать ведущую роль семьи в формировании детской личности.
Изменение статуса семейного воспитания и переосмысление ценностей и смыслов родительства, которые происходят в обществе, требуют выстраивать новые линии отношений семьи и ДОУ, актуализируя новизну взаимоотношений, значимость сопровождения как самостоятельного понятия.
Педагогическое сопровождение семьи можно представить в качестве комплекса педагогической помощи и поддержки, представляющих собой особенный тип организованного взаимодействия ДОУ с семьей, которое направлено на полноценное развитие личности ребенка-дошкольника. При этом позиция педагога предполагает необходимость сохранить свободу сопровождаемого и необходимость освоения им субъектной позиции собственной жизни.
Цель педагогического сопровождения семьи – создать в рамках социально-педагогической среды ДОУ условий для личностного развития родителей в качестве воспитателей собственного ребенка. Сопровождение должно осуществляться посредством использования педагогических средств, педагогами, использующими традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия.
Этапы педагогического сопровождения
В педагогическом сопровождении принято выделять следующие этапы:
- диагностический – осознается суть проблемы, ее носители и потенциальные возможности решения;
- поисковый – собирают необходимую информацию, касающуюся путей и способов решения проблемы, эта информация доводится до каждого участника проблемной ситуации, создаются условия для осознания информации самим сопровождаемым;
- консультативно-проективный – обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными лицами;
- деятельностный – достигается желаемый результат;
- рефлексивный – осмысливается результат деятельности службы сопровождения по решению определенной проблемы.