Регулятивная функция в педагогике
Регулятивная функция предусматривает выбор и использование средств, форм, приемов, методов контроля учебного процесса с целью его корректировки. Действенность регулятивной функции зависит от профессионализма педагога, его способности применять соответствующие методы, приемы, средства контроля, требования к той или иной педагогической ситуации.
Регулятивно-коммуникативная функция напрямую касается организации совместной деятельности в процессе воспитания и обучения. В результате педагог получает возможность воздействовать на мотивы, цели, принятие решений, программы и другие действия собеседника.
Важно, чтобы педагогические требования соответствовали возможностям детей (справедливость, педагогически оправданная форма предъявления требований, систематичный и регулярный контроль). Выполнение требований всегда связано с их объемом и качеством.
Регулирование поступков и деятельности всегда связано со словесной оценкой (осуждение или одобрение), применение методов поощрения и наказания.
Регулятивная функция предопределяет поведение членов педагогического коллектива, в котором существует определенная соподчиненность, которой важно придерживаться. Благодаря общению педагог регулирует не только свое поведение, но также и поведение учащихся, коллег, родителей, испытывает регуляционные воздействия с их стороны, наблюдается взаимная «подстройка».
Под регулятивной функцией общения понимают определенное взаимодействие, когда для изменения поведения партнера происходит обмен знаками. Поэтому регулятивная функция включает в себя интерактивную функцию (функцию взаимодействия). Такие взаимодействия оказывают влияние как на организационное поведение, так и на личность участников общения.
Типы взаимодействий
Существуют многочисленные классификации взаимодействий. Наиболее распространенной классификацией является деление на: кооперацию и конкуренцию.
Наряду с этими видами взаимодействия выделяют:
- согласие и конфликт;
- ассоциации и диссоциации;
- приспособление и оппозицию.
Данные виды взаимодействий способствуют организации совместной деятельности и несут позитивную составляющую. В то же время наблюдаются и негативные проявления, которые препятствуют эффективной реализации учебного процесса и расшатывают совместную деятельность.
Для практики организационного поведения выделение только дихотомической классификации недостаточно. В классификациях важно учитывать отдельные конкретные компоненты взаимодействия: педагоги и учащиеся, их воздействие друг на друга, связь, их изменения.
Все множество взаимодействий можно разделить на категории:
- взаимодействие, обусловленное позитивными эмоциями (согласие, снятие напряжения, солидарность);
- взаимодействие, обусловленное негативными эмоциями (демонстрация антагонизма, создание напряженности, несогласие);
- взаимодействие в сфере представления проблемы (просьба об указании, просьба высказать мнение, просьба об информации);
- взаимодействие в решении проблемы (мнение, указание, предложение, ориентация других).
Однако, эта классификация не вскрывает их содержательную и структурную сложность.
Формы организации совместной деятельности
Регулятивная роль общения и природа взаимодействий педагога и учащихся зависят от форм организации совместной деятельности.
Формы организации совместной деятельности:
- совместно-индивидуальная деятельность – каждый участник общения осуществляет свою часть работы;
- совместно-последовательная деятельность – каждый участник последовательно выполняет общую задачу;
- совместно-взаимодействующая деятельность – происходит одновременное взаимодействие всех участников друг с другом.
В процессе взаимной регуляции создаются и проявляются феномены, которые характеризуют совместную деятельность: подражание, совместимость людей, убеждение, внушение, дух команды и т. д. Взаимная регуляция действий и поведения в группе выступает значительным фактором преобразования ее в совокупного субъекта деятельности.
Педагогическое общение всегда оказывает и предполагает воздействие на поведение и психическое состояние партнера. Насколько удалось такое взаимодействие и определяется эффективность общения. В ходе общения изменяется тип отношений, уже сложившийся между участниками.
От адресата может исходить констатирующая и побудительная информация.
Побудительная информация выражается в просьбе, совете, приказе. Направлена на стимуляцию какого-либо действия: активизация (побуждение к деятельности в заданном направлении; интердикция (запрет неподходящих видов деятельности, побуждение, которое не допускает определенных действий); дестабилизация (нарушение или рассогласование отдельных автономных форм деятельности или поведения).
Для констатирующей информации характерна форма нейтрального сообщения, не предполагающая непосредственных изменений в деятельности и поведении. Совокупность мер, направленных на повышение эффекта речевого воздействия, называется убеждающей коммуникацией. На ее основе разрабатывается искусство убеждения с помощью речи - экспериментальная риторика.
Регулятивная функция педагогического общения реализуется в тексте сообщения. Методика контент-анализа позволяет анализировать отдельные количественные характеристики текста и устанавливает пропорции в соотношении его разных частей.
Реальный механизм регуляции поведения в процессе педагогического общения можно понять, только основываясь на анализе того, как возникает между его участниками взаимопонимание. Тактика и стратегия совместного организационного поведения и взаимодействия могут быть разработаны исключительно на основе взаимопонимания. Для понимания регуляционного механизма общения нужно выяснить, как мотивы, намерения, установки одного человека накладываются на представление о партнере. Для последующего анализа проблемы педагогического общения, необходимо детальное рассмотрение вопроса о том, как создается образ партнера по общению.