Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогическое общение в ДОУ

Специфика педагогического общения в ДОУ

Основным фактором развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении является личность взрослого (родителей, воспитателя, педагога).

Достаточно остро стоит проблема коммуникативной компетентности и педагогического мастерства педагогов ДОУ. Это связано со сложностью и многообразием задач формирования личности ребенка, которые предъявляются современным социумом и новыми стандартами учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях.

Замечание 1

Педагогическое общение в ДОУ - это профессиональное общение педагога-воспитателя с детьми в дошкольном учреждении, направленное на формирование благоприятного психологического климата, на психологическую оптимизацию воспитательной и учебной деятельности, на улучшение отношений между воспитателем и детьми, внутри детского коллектива.

Признаки педагогического общения в дошкольном образовательном учреждении:

  • профессиональное общение воспитателя с ребенком на специальных занятиях и вне их;
  • имеет определенные функции и направлено на создание благоприятного климата;
  • педагогическое общение ориентировано на психологическую оптимизацию учебно-воспитательного процесса, отношений между воспитателем и детьми, воспитателей между собой, между детьми внутри групп.

Многие исследования доказали, что в работе с дошкольниками наиболее эффективны косвенные воздействия (через игровое общение и игру). В дошкольном возрасте игра представляет собой ведущую деятельность ребенка.

Содержание и форма оптимального педагогического общения в значительной мере определяются задачами, которые педагог стремится решить в процессе руководства деятельностью детей-дошкольников.

Методы и приемы педагогического общения в ДОУ

В процессе педагогического общения педагоги и воспитатели ДОУ используют определенные методы и приемы.

Для оценки деятельности детей могут привлекаться их сверстники, которые оценивают техническую сторону движения, качество исполнения, результаты самостоятельных попыток в творческом поиске и др. В процессе развития движения, выразительной речи, в создании детьми различных художественных образов для стимуляции их творчества используются подсказки-напоминания, содержание и общий эмоциональный тон произведения.

«Педагогическое общение в ДОУ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Достаточно часто используется прием опосредствованного воздействия на детей через кукольный персонаж, игрушку. Этот прием носит также оценочный характер.

В процессе взаимодействия воспитателя с детьми должны преобладать положительные формы общения: называние детей по имени, улыбка, ласковое поглаживание по голове, похвала, при неудаче - проявление досады и огорчения.

Классификация межличностного общения

Классификация межличностного общения, предложенная М.И. Станкиным, предлагает пять стилей общения воспитателя с детьми:

  1. Автократический стиль. Открыта воспитывающая позиция. Собеседник рассматривается в качестве пассивного объекта воздействия. Цель общения – принуждение. Представители такого стиля стремятся к полной централизации управления, единоначалию, к сосредоточению власти. Автократ недооценивает мнения других и переоценивает свои способности. Отсюда возможны частые конфликты с детьми и родителями. Такие воспитатели считают, что им не повезло с воспитанниками. С детьми они работать не умеют, неуклонно и медленно разрушают коллектив и подавляют творческую активность.
  2. Авторитарный стиль. Внешне представители этого стиля приветливы. Они стараются прислушиваться и к детям, и к родителям, но в итоге все равно поступают по-своему. Они не уважают ни детей, ни родителей, хотя внешне это никак не проявляется, как правило, добиваются беспрекословного подчинения, не терпят инициативы, ограничивают контакты с коллегами, воспитанниками, руководителями.
  3. Демократический стиль. Представители данного стиля стремятся сделать воспитанников похожими на себя, они поощряют их творческую активность, считаются с общественным мнением коллектива. Такие воспитатели не знают и не учитывают индивидуальные особенности детей. Они претендуют на высокую культуру поведения.
  4. Либеральный стиль. Представители данного стиля слабо регулируют и контролируют дела коллектива, склонны к попустительству, не требовательны, неизбежно предупредительны, вежливы и не хотят портить с администрацией, родителями воспитанников отношения. Либералы не проявляют особой требовательности, раздают неоправданную похвалу, редко говорят «нет», постоянно ожидают указаний. Либералы нерешительны, желают жить спокойно и тихо, добродушные, избегают конфликтов и ссор. Либеральный стиль полезен, когда деятельность детей носит индивидуальный творческий характер.
  5. Интегративный стиль общения. Воспитатели всегда считаются с воспитуемыми, оказывают им самую разнообразную помощь на занятиях, в организации игр. Никогда не подчеркивает своего превосходства, оценивает работу по конечному результату, информирует родителей о развитии ребенка, о сложившейся ситуации, не допускает слухов, учитывает индивидуальные особенности детей. Педагоги интегративного типа хорошо знает свое дело, обладает высоким авторитетом, увлечен работой. В общении тактичен, спокоен, уравновешен. Часто переоценивает воспитанников и недооценивает себя.

Каждая форма воздействия и общения оказывает свое особое воздействие на развитие личности ребенка.

Наиболее продуктивным для дошкольного учреждения является интегративный стиль общения.

Воспитанники педагога-демократа чаще проявляют стремление к оригинальности, творчеству, коммуникабельности, самостоятельности, нежели их сверстники. У детей наблюдается высокий уровень коммуникативных умений, доброжелательности, обученности, созданы оптимальные условия для формирования позитивных взаимоотношений между детьми.

Авторитарные тенденции у воспитателя вызывают конфликтность в детских отношениях, формируя неблагоприятные условия для гуманных взаимоотношений и нравственного воспитания. Поведение педагогов способствуют недоброжелательности в отношениях между детьми, конфликтности, создавая неблагоприятные условия для формирования гуманных взаимоотношений, нравственного и социального развития дошкольников.

Дата последнего обновления статьи: 28.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot