Цели педагогического общения
В соответствии с целями педагогическое общение можно разделить на две большие группы:
- Биологическое общение. Нацелено на удовлетворение биологических потребностей, развитие, сохранение, поддержание организма человека.
- Социальное общение. Направлено на удовлетворение творческих, познавательных, нравственных, эстетических и других человеческих потребностей. Данное общение нацелено на укрепление и расширение межличностных контактов, на решение задач воспитания, обучения и личностного роста ребенка, на установление отношений с отдельными окружающими лицами и социальными группами (группа в детском саду, класс в школе и т.д.).
Цели педагогического общения обусловлены, прежде всего, задачами и целями, которые стоят перед всей системой образования, ее главными ориентирами. Педагог и воспитатель взаимодействует с детьми и их родителями, с коллегами по работе, другими лицами, имеющими какое-либо отношение к его профессиональной деятельности.
Взаимодействие педагога и воспитателя с воспитанниками должно способствовать нацеленности последнего на восприятие прекрасного. Только культура может задать систему ценностных представлений, стать основой для строительства и воплощения личностных, познавательных и практических задач.
Процесс принятия и усвоения ценностей (интериоризация) включает несколько этапов:
- познание ценности;
- перевод информации о ценности на личный индивидуальный язык;
- деятельность субъекта, направленная на принятие или отвержение ценности;
- включение уже познанной ценности в признанную систему ценностей данного ребенка;
- изменение личности ребенка, происходящее в результате принятия или отрицания ценности.
Если личная встреча ребенка с культурной ценностью не происходит, то она остается вне воспитанника и выступает для него ненужной и непонятной. Как следствие, вне познания ребенка могут остаться нравственные и эстетические ценности общества, шедевры музыки и искусства.
Роль педагогического общения
Педагогическое общение играет огромное значение и выполняет почти все функции, которые реализуются в обычном непедагогическом общении. Вместе с тем, роль педагогического общения имеют свои специфические отличительные особенности.
Роль педагогического общения с детьми: передача через общение информации учебно-методического, житейского, поискового и иного характера. При реализации информационной функции происходит накопленного жизненного опыта, обеспечивается приобщение ребенка к духовным и материальным ценностям общества. Преподаватель и воспитатель выступают перед детьми в качестве основных источников учебной информации.
Общение играет огромную роль в процессе воспитания. Взаимодействие педагога с воспитанником ведет последнего к приобщению к сложившейся в социуме системе нравственных и культурных ценностей, к культуре общения.
В процессе общения дети познают другу друга, мир взрослых, окружающие предметы и явления. Педагогам и воспитателям необходимо знать особенности интеллектуального, физического, нравственного и эмоционального развития каждого из воспитанников, особенности его отношений к себе, окружающим людям, обучению и труду. Через совместную деятельность и общение педагог и воспитанники познают друг друга. Общение помогает направить мысли воспитанников в определенное русло, акцентирует их внимание на важных и интересных процессах и явлениях, способствует запоминанию определенных действий, терминов, понятий и т.д., которые являются системообразующими в данной сфере знаний.
Через общение педагоги и воспитатели получают информацию об эффективности организации учебно-воспитательной деятельности воспитанников. Общение, выполняя в некоторой степени вспомогательную роль, оказывает значительное влияние на качество педагогической деятельности.
Общение помогает эмоционально «зарядить» детей, задать необходимый задор и поднять настроение. В ходе общения педагога с детьми происходит обмен личностными духовными ценностями. Современные дети часто испытывают дефицит личностного общения.
В процессе общения происходит приобщение детей к ценностям и опыту педагога, которые обладает значительным объемом знаний, большим жизненным опытом, более стабильным социальным положением. Все это дает педагогу некоторое право на проявление компетентности как в определенных областях знаний, так и в жизненных вопросах. Чем прочнее будут выстроены межличностные контакты педагогов, воспитателей и воспитанников, тем больше появится возможностей для приобщения детей к ценностям старших поколений.
Во время правильно выстроенного педагогического общения с ребенком у последнего пробуждается желание к общению, убираются психологические зажимы, ребенок избавляется от страха перед неизвестностью, повышается его самооценка и уверенность.
Процесс педагогического общения предполагает такое воздействие на личность воспитанника, при котором наблюдается его восхождение к духовным преобразованиям. В результате общения у ребенка необходимо пробудить желание быть внимательнее к окружающим, добрее, смелее, проявлять больше творчества, обладать другими положительными умениями и качествами.
Содержание педагогического общения с детьми
Содержание общения представляет собой информацию, которая передается в межиндивидуальных контактах от одного субъекта другому или циркулирует между ними. Так как по характеру такая информация неоднородна, то по содержанию можно выделить следующие виды общения с детьми:
- материальное – происходит обмен определенными предметами или продуктами деятельности, позволяет получать предметы для духовной и материальной культуры;
- когнитивное - выступает в качестве фактора интеллектуального развития, представляет собой обмен знаниями; в результате данного общения происходит постоянное приращение и развитие знаний, возникают их новые области;
- кондиционное – подразумевает обмен физиологическими и психическими состояниями, благодаря такому общению педагог может поднять дух воспитанников;
- мотивационное – воздействие на интересы, цели, потребности и мотивы воспитанника, наблюдается передача конкретных побуждений к действиям;
- деятельностное - межличностный обмен операциями, действиями, навыками и умениями, осуществляется формирование практических навыков и умений воспитанников.