Особенности педагогического общения
Педагогическое общение – это специфическое профессиональное взаимодействие педагога с коллегами, родителями и детьми во время педагогического процесса и за его пределами.
Общение является одним из важнейших элементов педагогического процесса, без него невозможно достигнуть воспитательных и обучающих целей.
Педагогическое общение направлено на становление личности ребенка, его развитие в рамках воспитательно-образовательного процесса, создание комфортной психологической атмосфере в классе (группе) и сплочение детского коллектива.
Осуществление педагогического общения возможно посредством вербальных, визуальных и тактильных средств.
Педагогическое общение направлено на создание эффективных условий реализации педагогического процесса.
Таким образом, педагогическое общение является основной формой реализации воспитательно-образовательного процесса.
Продуктивность педагогического процесса определяется целями и ценностью общения.
Основной целью педагогического общения выступает передача профессионального и общественного опыта от педагога к детям, в виде знаний, умений и навыков.
В процессе общения происходит становление личности, развитие индивидуальностей и способностей ребенка, но совершенствование личности педагога.
Педагогическое общение выполняет ряд функций, определяющих его значимость и специфику:
- Контактная функция – направлена на установление контакта между участниками педагогического процесса, передачу учебной информации.
- Побудительная функция - стимулирует и направляет активность детей на выполнение учебных заданий и в целом на педагогический процесс.
- Амотивная функция - побуждает нужные эмоциональные переживания, необходимые для обмена эмоциями и состояниями между детьми.
Качество педагогического общения определяется в первую очередь реализацией специфической обучающей функцией, которая включает в себя и воспитательный элемент. Это связано с тем, что исходной позицией организации педагогического общения является развивающий и воспитывающий характер обучения. Обучающая функция является ведущей, но при этом она не самодовлеющая. Это процесс естественного и многостороннего взаимодействия педагога на учащихся.
Высшей ценностью педагогического общения являются честь и достоинство педагога и детей. Кроме того, педагогическое общение должно ориентироваться на этические ценности и нормы морали.
Направленность педагогического процесса
Особенность педагогического общения в первую очередь проявляется в его направленности. Оно направлено на процесс взаимодействия и непосредственно на детей, с целью их личностного развития, становления и освоения учебных знаний. В силу этого направленность педагогического процесса тройственна:
- учебное взаимодействие педагога и детей: передача и освоение учебного материала, формирование умений и навыков;
- влияние на учащихся с целью актуализации мотивации на обучения и перспективных линий развития;
- влияние на предмет усвоение, то есть непосредственно на учебный материал и информацию.
В то же время педагогическое общение характеризуется тройной направленностью на субъекты педагогического процесса: социальной, предметной и личностной. Это связано с тем, что педагог, работая с одним ребенком, всегда ориентируется на успехи других детей, тем самым он фронтально воздействует в целом на всю группу (класс).
Таким образом, одной из особенностей педагогического общения, являются совокупные характеристики его направленности.
Педагогическое общение отражает специфику характера взаимодействия педагога и ребенка. При этом большое значение в организации общения придается личности педагога. От того как он организует процесс общения, выстраивает взаимоотношения с детьми, зависит эффективность взаимодействия. Основное влияние оказывают следующие личностные характеристики педагога:
- умение организовать детский коллектив и руководить им;
- умение слушать и выслушивать детей;
- развитие речевой коммуникации;
- знания психологии ребенка;
- личное отношение к детям (любовь, уважение, стремление к общению с детьми и т.д.).
- владение методами подхода к детям;
- способность сопереживать, сочувствовать, проявлять эмпатию.
Основные стороны педагогического общения
В педагогике принято выделять следующие стороны педагогического общения.
Перцептивный аспект педагогического общения, характеризуется взаимным восприятием и пониманием друг друга участниками педагогического процесса. Перцептивный компонент педагогического общения опосредован своеобразием ролей участников диалога. В педагогическом процессе осуществляется формирование личности учащегося, которое проходит ряд последовательных этапов, предшествующих оформлению зрелого сознания и мировоззрения.
Коммуникативный аспект, направлен на обмен информацией между участниками педагогического процесса. Данный компонент во многом обусловлен характером взаимоотношений между педагогом и детьми, их ролями в общении. Вначале педагогического процесса дети имеют небольшой багаж знаний, основным носителем опыта, заложенного в образовательную программу, является педагог. Со временем дети овладевают всё большим массивом знаний и становятся более активными участниками учебного диалога, вносят значительный вклад в коммуникативный обмен.
Интерактивный аспект, предусматривает осуществление совместной деятельности в рамках педагогического процесса, его непосредственными участниками.
Педагог выступает в качестве организатора совместной с детьми деятельности, посредством общения он управляет деятельностью и направляет работу детей. Интерактивный аспект реализуется во всех видах совместной деятельности (учебная, трудовая, исследовательская и т.д.)