Техника педагогического общения
Педагогическое общение помогает скорректировать настроение учащегося, его отношение к людям, явлениям, предметам. Оно развивает мышление ребенка, обогащает его знания, изменяет духовную деятельность.
Техника педагогического общения основана на таких коммуникативных умениях, как:
- понимание психического состояния обучающихся по выражению лица и другим внешним признакам;
- умение регулировать свое эмоциональное отношение и психическое состояние;
- умение строить свою речь, увлечь рассказом или каким-то сообщением;
- умение задавать вопросы и внимательно слушать, соблюдать доверительный и спокойный тон;
- умение управлять инициативой, сосредоточить на себе внимание, увлечь самых застенчивых.
Основа эффективного педагогического общения – педагогический такт. Наличие педагогического такта помогает сохранять уважение к личности обучающихся в самых противоречивых и сложных ситуациях. Такт подразумевает соблюдение правил вежливости и приличия в общении, чувства меры в действиях педагога.
Факторы педагогического общения
Повысить продуктивность педагогического общения можно, соблюдая следующие правила:
- установить личностный контакт с учащимися;
- формирование чувства «мы»;
- демонстрация педагогом расположенности к общению;
- регулярное подчеркивание положительных качеств в характере и поведении воспитанников;
- показ ярких и конкретных целей совместной деятельности;
- искреннее проявление интереса к учащимся;
- оказание помощи учащимся и обращение к воспитанникам с просьбами.
Деструктивными и негативными факторами педагогического общения являются:
- игнорирование и непонимание индивидуальных особенностей учащихся, его темперамента, характера, направленности личности и др.;
- неприятие воспитанниками педагога в качестве наставника;
- высокомерное поведение педагога, которое задевает и унижает достоинство воспитанника;
- неадекватность действий педагога относительно поведения воспитанника.
К деструктивным ошибкам педагога относятся: неумение выслушивать, пренебрежение мнением воспитанников, категоричность мнения, необъективность оценки, морализирование, придирки, оскорбление, резкость интонаций, скованность или натянутость отношений, отсутствующий взгляд, агрессивность по отношению к воспитанникам, нелогичность или нелепость поведения, невнимательность к достижениям учеников.
Особенности педагогического общения
Через непосредственное и живое общение педагога с учащимися реализуется основное в работе педагога - воздействие личности на личность. Педагогическое общение представляет собой такой вид взаимодействия людей, в процессе которого лица, принимаемые в нем участие, своим поведением и внешним обликом оказывают сильное влияние на намерения и притязания, на чувства и состояния друг друга.
В педагогическом процессе очень важно эмоционально-личностное воздействие собеседников друг на друга. Организатором педагогического общения выступает, как правило, преподаватель. Высокая культура профессионального опыта позволяет преподавателю полностью контролировать свои эмоции, направлять свои усилия на формирование благоприятного психологического климата в учебно-воспитательном процессе. Коммуникативная деятельность представляет основу педагогического труда, выступая одновременно главным профессиональным орудием педагога.
Педагогическое общение представляет собой многоплановый процесс установления и развития контактов, взаимодействия и взаимопонимания между педагогом и воспитанниками, которое возникает в результате реализации целей и содержанием педагогической деятельности.
Общение в педагогической работе выступает, как: средство решения учебно-воспитательных задач; социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса; способ организации отношений между субъектами педагогической деятельности, которые обеспечивают успешность воспитания и обучения.
Для педагогического общения, помимо традиционных функций, характерны специальные функции: обмен информацией, познание личности, организация и управление совместной деятельности, обмен ролями, самоутверждение, сопереживание. Информационная функция педагогического общения обеспечивает процесс обмена духовными и материальными ценностями, формирует условия для положительной мотивации педагогической деятельности.
Педагогическое общение образует социальное поле деятельности, через разные социальные роли программирует необходимый шаблон социального поведения. Педагоги в учебно-воспитательный процесс вводят личностно-ролевую форму. Они подключают воспитанников к ведению элементов занятий, помогают им побывать как в роли организатора, так и в роли исполнителя.
В задачи педагога входит содействие ощущению личностной значимости учащегося, осознанию каждым воспитанником своего «я», формированию адекватной самооценки личности, а также уровня ее притязаний. В своей деятельности педагог должен выступать как источник информации, как организатор взаимоотношений и организатор коллективной деятельности.
Оптимальное педагогическое общение создает эффективные условия для развития творческого характера познавательной деятельности и учебной мотивации, для верного формирования их личности; обеспечивает управление в учебном коллективе социально-психологическими процессами; гарантирует благоприятный эмоциональный климат процесса обучения (препятствует появлению «психологических барьеров»); позволяет максимально применять в образовательно-воспитательном процессе особенности личности педагога.