Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основы культуры педагогического общения

Определение 1

Общение – это важнейший процесс взаимодействия людей между собой во время выполнения различных видов деятельности, который заключается в передаче информации, мыслей, идей, знаний и т.д.

Понятие педагогической культуры общения

Общение имеет большое значение в жизнедеятельности людей, без него невозможно формирование и развитие личности, осуществление совместной деятельности. По своему виду общение может проявляться опосредованно или не опосредованно, иметь различные социальные стороны, во время общения люди могут не только обмениться мыслями и информацией, но проявлять свои чувства, делиться опытом и многое другое.

Таким образом, основной функцией общения является регуляционно-коммуникативная, которая проявляется в выработке правил поведения, усвоении норм, становление иерархии ценностей и т.п.

Одной из важнейших форм общения, является педагогическое общение.

Определение 2

Педагогическое общение – это процесс профессионального общения педагога с детьми, осуществляемого как во время педагогического процесса, так и за его пределами.

Цель педагогического общения – создание оптимального психологического климата для оптимизации педагогического процесса.

Успешная организация педагогического общения во многом зависит от культуры педагога, так как именно в процессе общения осуществляется становление и взаимопроникновение культур педагога и ребенка. Педагог должен обладать знаниями психологии ребенка, иметь представление о нравственно-психологическом климате в семье и семейные традиции.

Культура педагогического общения – это способность педагога воспринимать, понимать, усваивать, уметь держать себя в соответствии с обстановкой с достоинством, передавать содержание мыслей, стремлений и чувств.

«Основы культуры педагогического общения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Культура педагогического общения тесно связана с педагогической этикой.

Педагогическая этика – кодекс поведения, направленный на обеспечение нравственного характера взаимоотношений между людьми, вытекающих из их профессиональной деятельности.

Замечание 1

Совокупность всех правил поведения и общения называют этикетом.

Культура педагогического общения предполагает, в первую очередь, правильно поставленную речь педагога, отсутствие в речи «слов – паразитов», наличие уместных ритуальных слов (спасибо, пожалуйста и т.д.). Большое внимание уделяется и поведению педагогу в процессе общения, культура общения, предполагает уважительную форму обращения к собеседнику, готовность его внимательно и тактично выслушать, быть вежливым, проявлять сочувствие. Еще одним компонентом культуры педагогического общения является поза педагога во время общения. Необходимо смотреть собеседнику в лицо, поза должна быть свободной и открытой. Слова и действия педагога, в процессе общения, не должны противоречить друг другу.

Замечание 2

Таким образом, культура педагогического общения включает в себя ряд взаимосвязанных компонентов, таких как грамотная речь, внешний вид, поведение в процессе общения, положение тела (поза).

Методы организации педагогически культурного общения

Организация педагогически культурного поведения требует соблюдения ряда условий:

  • уважительное отношение к собеседнику, проявляемое во внимательном слушании, не перебивая и давая возможность полностью высказаться;
  • соответствие внешнего вида, поведения и речи;
  • аргументированность высказываний;
  • грамотный подбор формы общения, исходя из возраста собеседников, их индивидуальных особенностей;
  • умение находить подход в общении с каждым ребенком;
  • использование учебного и неучебного материала в процессе общения;
  • умение войти в нужное состояние для общения с ребенком;
  • направление общения на развитие у детей интеллектуальных способностей.

Большое значение для процесса организации педагогического общения между педагогом и детьми имеет психологический климат коллектива. В условиях благоприятного психологического климата складывается деловой характер общения, возникает атмосфера сотрудничества и взаимоуважения.

Основополагающим методом организации педагогического общения является такой метод воздействия как педагогическое требование. Это связано с тем, что педагога общения не может быть не требовательной в принципе. В том случае, если педагог не может или не умеет требовать, наставлять, дисциплинировать и советовать, то невозможно его форму общения назвать педагогической. Главное в предъявлении педагогом требований является проявление уважения к личности каждого ребенка, гармоничное сочетание приемов и методов педагогического воздействия.

Методы организации педагогически культурного общения следующие:

  • просьба
  • поощрение
  • побуждение
  • доверие
  • требование в мягкой и доброжелательной форме
Замечание 3

Основная задача культуры педагогического общения – доставлять каждому ребенку (ученику, воспитаннику) радость и удовлетворение от общения с педагогом. Поэтому каждый педагог обязан неукоснительно соблюдать профессиональную этику общения.

Культура педагогического общения распространяется не только на детей, но и должна соблюдаться педагогом в общении с родителями и коллегами.

Правила культурного педагогического общения

Соблюдение правил организации культурного педагогического общения, позволит педагогу создать психологически благоприятную атмосферу в коллективе, ситуацию успешного и эффективного взаимодействия между всеми участниками общения, позволит раскрыть в каждом индивидуальные возможности и способности.

Правила организации педагогического общения, основанного на культуре:

  1. Недопущение суетливости в процессе общения с детьми. Согласованность слов и действий педагога.
  2. Требовательное отношение к себе и окружающим, всему, что касается воспитания и обучения.
  3. Речь должна быть динамичной, собранной и лаконичной.
  4. Не допускать проявления гнева, не сдержанности в словах, проявлять терпение и настойчивость в решении педагогических задач.

Педагог обязан стремиться точно ориентировать свою речь на конкретного ребёнка или группу детей, ощущать психологическую атмосферу в группе. Уметь видеть себя со стороны, глазами детей.

Дата последнего обновления статьи: 22.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot