Понятие культуры педагогического общения
Важнейшим условием удачной педагогической деятельности является готовность к педагогическому общению.
Готовность к педагогическому общению включает: владение основами педагогического общения, его функций, закономерностей, содержания, структуры; сформированность умений и навыков организовать и управлять общением, своим собственным психическим состоянием; сформированность нравственных, личностных качеств педагога.
Все знания, навыки, умения, личностные качества характеризуют культуру педагогического общения, которая позволяет эффективно осуществлять педагогическое общение, учебно-воспитательный процесс на высоком профессиональном уровне.
Культура педагогического общения представляет собой часть всей профессионально-педагогической культуры. Гуманистическая направленность личности учителя выражается в формировании благоприятной психологической атмосферы во время учебно-воспитательного процесса. В процессе учебной деятельности должно быть, как деловое, так и личностное общение: сопереживание, соучастие в проблемах, сопереживание и др.
Культура педагогического общения возможна только при знании личности и индивидуальных особенностей ребенка.
Показатели культуры педагогического общения
К показателям культуры педагогического общения относятся:
- общительность;
- культура речи;
- умение владеть невербальными средствами общения (пантомимика, мимика);
- саморегуляция психической деятельности;
- педагогический такт.
Общительность - интегральное качество, которое выражается в потребности в систематическом общении с коллегами, детьми, родителями; в способности устанавливать контакты; в эмоциональном благополучии, в чувстве радости и удовлетворения от общения; в интересе к ребенку, в понимании его душевного состояния и сопереживании чувствам.
Общительность неразрывно связана с такими качествами, как: непринужденность, легкость, простота, искренность, приветливость, отзывчивость; терпеливость, сдержанность и чувство юмора в конфликтных ситуациях, проявление требовательности, уважения и расположения, педагогическая интуиция, тактичность в общении с детьми.
Общительность проявляется в системе коммуникативных навыков и умений, которые базируются на способности управлять общением воспитанников и воздействовать на них.
Показателем культуры педагогического общения является умение управлять настроением, эмоциями, умение управлять психическим состоянием, поддерживать творческое настроение, доброжелательный настрой, снимать психическое напряжение.
Для эффективного педагогического общения педагогу важно:
- умение формировать в процессе общения комфортный психологический климат;
- умение ориентироваться в конкретной ситуации;
- умение анализировать свое общение с воспитанниками;
- умение моделировать стиль общения, учитывая индивидуальные особенности партнеров по общению.
Культура речи
В речевой деятельности проявляется как профессиональное мастерство, так и эрудиция педагога. В педагогическом общении можно наблюдать все разнообразие видов речи, независимо от действий педагога (внушает, убеждает, информирует, призывает к действию, обращается к эмоциям и чувствам воспитанников и т.д.).
К речи педагога предъявляют определенные требования:
- речь должна быть правильной, соответствовать литературно-языковым нормам;
- точное употребление слов;
- простота, ясность, доступность, логичность;
- разнообразие используемых языковых средств;
- эмоциональность и образность.
Искусству речи обучает риторика. Речь отображает отношение педагога к содержанию информации, поэтому важна эмоциональная выразительность речи: темп, интонация, громкость, дикция, тембр голоса, паузы, сила, ритмика и т.п.
Речь дополняют невербальные средства общения, которые оказывают выраженное эмоциональное воздействие на воспитанников, передают переживания и чувства педагога.
Педагогический такт
Педагогический такт – соблюдение педагогом меры в общении с воспитанниками в разных областях деятельности, сочетание требовательности и уважения, избежание крайностей в общении, умение выбрать правильный подход к воспитаннику. Педагогический такт подразумевает соблюдение нравственно-этических установок, учет личностных характеристик субъектов общения. Педагогический такт проявляется в формах обращения и отношениях, в умении вести беседу, не задевая самолюбия собеседника, в умении сдерживать свои эмоции и чувства, в умении организовать учебно-воспитательную деятельность воспитанников и проверить ее исполнение, в умении заметить/ не заметить воспитанника, в умении требовать.
Педагогический такт проявляется в оценочных суждениях, в замечаниях, в интонации, в умении быть внимательным и терпеливым, поощрять и наказывать. Именно такт подсказывает время и место общения с учеником.
Такт преподавателя на уроке характеризуется в умении выслушать ученика, не прерывая его комментариями и репликами, в умении оценить деятельность воспитанника. Такт выражается как в искренней радости успехам воспитанника, так и в огорчении неудачам. Педагогический такт проявляется также в доверии к ученику. При этом необходимо учитывать, что любое отклонение может выступать как бестактность. Как правило, именно бестактность является причиной конфликтов с воспитанниками. Это может проявляться в грубых замечаниях воспитанникам относительно его внешнего вида, личностных качеств, способностей и т.п. Очень важно, чтобы педагогический такт был доведен до уровня нравственной привычки.
Культура педагогического общения отображена в стиле общения педагога с воспитанниками и в стиле руководства деятельностью учащихся.
Педагогический такт представляет собой одновременно меру, сознательную дозировку воздействия, способность контролировать и уравновешивать разные средства. Тактика действий и поведения преподавателя, обладающего педагогическим тактом, состоит в предвидении последствий использования разных методов, их своевременную корректировку.