Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Что лежит в основе педагогического общения

Понятие и функции педагогического общения

Общение – это одна из форм взаимодействия людей в процессе их совместной деятельности.

Определение 1

Педагогическое общения – это профессиональное общение педагога с родителями, коллегами и детьми в рамках педагогического процесса и за его пределами.

Педагогическое общение имеет две основные стороны:

  • Отношения между участниками общения. Данная сторона является невидимой, так как она представлена чувствами, мотивами, потребностями и интересами, то есть всем тем, что «толкает» педагога и детей на общение.
  • Взаимодействие между участниками общения, представлено видимой стороной, а именно речевыми и неречевыми действиями педагога и детей.

Основная цель педагогического процесса – это формирование благоприятного психологического климата в детском коллективе и его сплоченности.

Главными функциями педагогического общения выступают:

  1. Познание личности участников педагогического процесса, через установление межличностных отношений. Данная функция является обоюдной.
  2. Обмен информацией, опытом, материалами, мыслями и т.п. между участниками педагогического процесса.
  3. Организация деятельности во время реализации педагогического процесса: учебная, трудовая, игровая, исследовательская и т.д.
  4. Осуществление обмена ролями. Данная функция основана на том, что каждый участник общения имеет определенную роль, исходя из которой формируется его поведение и стиль общения (ученик, друг, брат, сын, педагог и т.д.).
  5. Функция сопереживания в процессе общения основана на умении «встать на место другого», проявить сочувствие, понять мотивы поведения, проявить эмпатию.
  6. Функция самооценки и самоутверждения, способствует тому, что каждый человек в процессе общения может проявить свое «Я», утвердится в обществе, показать себя как личность.
Замечание 1

Понимание основных функций общения, способствует организации эффективного педагогического общения, как во время учебных занятий, так и за их пределами.

«Что лежит в основе педагогического общения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Стили педагогического общения

Определение 2

Стиль педагогического общения – это индивидуальные отличительные черты и особенности взаимодействия педагога с детьми.

Стиль педагогического общения отражает коммуникативные умения и возможности педагога, его творческую индивидуальность, личностный характер, а также особенности детского коллектива в целом и отдельных учащихся (воспитанников).

Общепринятым считается выделение следующих основных стилей педагогического общения.

Авторитарный стиль педагогического общения. Основные черты данного стиля – это жесткость в общении, приказной тон, выделение собственного авторитета.

Педагог, использующий авторитарный стиль общения, не принимает во внимание мнения и желания детей, при обнаружении ошибки или в случае ослушания наказывает низкой оценкой, его общение с детьми больше походит на командные указания.

Формы взаимодействия – указание, выговор, приказ, инструкция.

Такой стиль лишь создает иллюзию дисциплины в группе или классе, по факту дети испытывают психологический дискомфорт и как следствие возникает нежелание посещать образовательное учреждение.

Демократический стиль педагогического общения – это по своей сущности общение «на равных», с проявлением уважения к собеседнику, заинтересованностью в общении. Демократичный педагог всегда прислушивается к мнению детей, старается включить в процесс общения всех, а также выбрать время для индивидуального разговора или беседы. При демократическом стиле общения между детьми и педагогом устанавливаются доброжелательные и доверительные отношения. Дети любят и уважают педагога, с радостью посещают занятия, психологический климат в группе (классе) благоприятный, коллектив сплоченный, учебные результаты высокие, поведение детей на должном уровне. Данный стиль общения является одним из наиболее приемлемых.

Формы взаимодействия – совет, просьба, поощрение.

Компромиссный или примиренческий стиль. Основной характеристикой данного стиля является то, что педагог старается не вступать в детские конфликты, принимать чью-либо сторону, не проявлять явных симпатий и т.д. То есть, по сути, стремиться к компромиссу, стараясь никого не обидеть и самому оставаться удобным для всех.

Формы общения – уговоры, увещевания.

Либеральный стиль – это стиль, характеризующийся отсутствием четкой линии поведения со стороны педагога. Чаще всего его представляют в виде анархии. Педагог не вмешивается в жизнь коллектива, все сложности и конфликты он рассматривает поверхностно. В плане учебы, зачастую забывает, что было пройдено или задано, оценки выставляет в зависимости от настроения. Со временем дети понимают, что они не интересны педагогу, и он теряет в их глазах свой авторитет.

Этапы педагогического общения

Педагогическое общение предполагает наличие четкой структуры, которая представлена следующими этапами:

  • 1 этап – прогностический. На данном этапе педагогом осуществляется моделирование предстоящего процесса общения с классом (группой). Моделирование предполагает наличие у педагога знаний и особенностей детей (возрастных, психологических, индивидуальных и т.д.). Педагог должен предполагать, какие будут затруднения в процессе общения, владеть информацией о конфликтах в коллективе, уровне сплоченности и т.д.
  • 2 этап - «коммуникативная атака». На данном этапе осуществляется организация непосредственного общения в момент начального взаимодействия. «Атака» говорит сама за себя: нужна техника быстрого включения класса в работу; нужно владеть приёмами самопрезентации и динамического воздействия.
  • 3 этап – управление общением, в ходе педагогического взаимодействия (в течение урока, классного часа, огонька…).
  • 4 этап – анализ осуществлённой системы общения (самокоррекция). На этом этапе педагог анализирует своё общение с детьми и моделирует (на уровне установки) новое общение.
Дата последнего обновления статьи: 22.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot