Понятие и функции педагогического общения
Общение – это одна из форм взаимодействия людей в процессе их совместной деятельности.
Педагогическое общения – это профессиональное общение педагога с родителями, коллегами и детьми в рамках педагогического процесса и за его пределами.
Педагогическое общение имеет две основные стороны:
- Отношения между участниками общения. Данная сторона является невидимой, так как она представлена чувствами, мотивами, потребностями и интересами, то есть всем тем, что «толкает» педагога и детей на общение.
- Взаимодействие между участниками общения, представлено видимой стороной, а именно речевыми и неречевыми действиями педагога и детей.
Основная цель педагогического процесса – это формирование благоприятного психологического климата в детском коллективе и его сплоченности.
Главными функциями педагогического общения выступают:
- Познание личности участников педагогического процесса, через установление межличностных отношений. Данная функция является обоюдной.
- Обмен информацией, опытом, материалами, мыслями и т.п. между участниками педагогического процесса.
- Организация деятельности во время реализации педагогического процесса: учебная, трудовая, игровая, исследовательская и т.д.
- Осуществление обмена ролями. Данная функция основана на том, что каждый участник общения имеет определенную роль, исходя из которой формируется его поведение и стиль общения (ученик, друг, брат, сын, педагог и т.д.).
- Функция сопереживания в процессе общения основана на умении «встать на место другого», проявить сочувствие, понять мотивы поведения, проявить эмпатию.
- Функция самооценки и самоутверждения, способствует тому, что каждый человек в процессе общения может проявить свое «Я», утвердится в обществе, показать себя как личность.
Понимание основных функций общения, способствует организации эффективного педагогического общения, как во время учебных занятий, так и за их пределами.
Стили педагогического общения
Стиль педагогического общения – это индивидуальные отличительные черты и особенности взаимодействия педагога с детьми.
Стиль педагогического общения отражает коммуникативные умения и возможности педагога, его творческую индивидуальность, личностный характер, а также особенности детского коллектива в целом и отдельных учащихся (воспитанников).
Общепринятым считается выделение следующих основных стилей педагогического общения.
Авторитарный стиль педагогического общения. Основные черты данного стиля – это жесткость в общении, приказной тон, выделение собственного авторитета.
Педагог, использующий авторитарный стиль общения, не принимает во внимание мнения и желания детей, при обнаружении ошибки или в случае ослушания наказывает низкой оценкой, его общение с детьми больше походит на командные указания.
Формы взаимодействия – указание, выговор, приказ, инструкция.
Такой стиль лишь создает иллюзию дисциплины в группе или классе, по факту дети испытывают психологический дискомфорт и как следствие возникает нежелание посещать образовательное учреждение.
Демократический стиль педагогического общения – это по своей сущности общение «на равных», с проявлением уважения к собеседнику, заинтересованностью в общении. Демократичный педагог всегда прислушивается к мнению детей, старается включить в процесс общения всех, а также выбрать время для индивидуального разговора или беседы. При демократическом стиле общения между детьми и педагогом устанавливаются доброжелательные и доверительные отношения. Дети любят и уважают педагога, с радостью посещают занятия, психологический климат в группе (классе) благоприятный, коллектив сплоченный, учебные результаты высокие, поведение детей на должном уровне. Данный стиль общения является одним из наиболее приемлемых.
Формы взаимодействия – совет, просьба, поощрение.
Компромиссный или примиренческий стиль. Основной характеристикой данного стиля является то, что педагог старается не вступать в детские конфликты, принимать чью-либо сторону, не проявлять явных симпатий и т.д. То есть, по сути, стремиться к компромиссу, стараясь никого не обидеть и самому оставаться удобным для всех.
Формы общения – уговоры, увещевания.
Либеральный стиль – это стиль, характеризующийся отсутствием четкой линии поведения со стороны педагога. Чаще всего его представляют в виде анархии. Педагог не вмешивается в жизнь коллектива, все сложности и конфликты он рассматривает поверхностно. В плане учебы, зачастую забывает, что было пройдено или задано, оценки выставляет в зависимости от настроения. Со временем дети понимают, что они не интересны педагогу, и он теряет в их глазах свой авторитет.
Этапы педагогического общения
Педагогическое общение предполагает наличие четкой структуры, которая представлена следующими этапами:
- 1 этап – прогностический. На данном этапе педагогом осуществляется моделирование предстоящего процесса общения с классом (группой). Моделирование предполагает наличие у педагога знаний и особенностей детей (возрастных, психологических, индивидуальных и т.д.). Педагог должен предполагать, какие будут затруднения в процессе общения, владеть информацией о конфликтах в коллективе, уровне сплоченности и т.д.
- 2 этап - «коммуникативная атака». На данном этапе осуществляется организация непосредственного общения в момент начального взаимодействия. «Атака» говорит сама за себя: нужна техника быстрого включения класса в работу; нужно владеть приёмами самопрезентации и динамического воздействия.
- 3 этап – управление общением, в ходе педагогического взаимодействия (в течение урока, классного часа, огонька…).
- 4 этап – анализ осуществлённой системы общения (самокоррекция). На этом этапе педагог анализирует своё общение с детьми и моделирует (на уровне установки) новое общение.