Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогическое новаторство

Новаторская педагогическая деятельность

Новаторство свойственно любой профессиональной деятельности человека. Инновации не возникают сами по себе, они – результат научного поиска, передового педагогического опыта отдельных педагогов и целых коллективов. Данный процесс не может протекать стихийно, ему необходимо управление.

Значительные инновации современного образования в основном затрагивают педагогов дошкольного и начального общего образования. Социальный запрос на высокий уровень профессионализма педагогов дошкольного и начального общего образования выражается предъявляемой обществом системой требований к личностным и деятельностным проявлениям компетентности и профессионализма педагогических кадров.

В рамках инновационной стратегии целостного педагогического процесса отмечено значительное возрастание роли директора школы, учителей и воспитателей в качестве непосредственных носителей новаторских процессов. Поэтому педагоги должны быть готовы воспринимать, оценивать и реализовывать педагогические инновации, в качестве введения чего-то нового.

Новаторская деятельность педагога в современной системе образования – наиболее важная составляющая образовательной деятельности. Современная образовательная система стремительно набирает обороты в сфере использования новейших информационно-компьютерных технологий. В школе должны быть созданы особые условия, чтобы учитель захотел и смог получить и применить компьютерные знания в своей педагогической деятельности.

В практике деятельности учебных заведения недостаточно интенсивно применяют педагогические новшества. К причинам этого явления можно отнести отсутствие необходимой профессиональной экспертизы и апробации конкретных инновационных педагогических продуктов, а также организационную, техническую и личностную подготовку участников инновационной деятельности, чтобы внедрить педагогические инновации в практику образования.

Основные концепции педагогов-новаторов

В 70-80-х годах прошлого века в общественно-педагогической жизни появились педагоги-новаторы, педагоги-практики. Признаками истинного учителя являются заинтересованность своим предметом, способность провести урок с полноценным включением учеников в работу, умение любить и уважать личность ребенка с самого первого дня его нахождения в школе.

«Педагогическое новаторство» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Педагогами-новаторами развивалось такое направление в педагогике, как педагогика сотрудничества. Она выстраивалась на воспитательном подходе к обучению, который учит тому, что необходимо определять ребенка не знаниями, а определение должно быть основано на его отношении к людям, труду, моральным ценностям и качествам.

Можно многое сказать о сотрудничестве, но если нет почвы, если нет дел, объединяющих коллектив, дел, в которых может проявиться сотрудничество, то оно не имеет шансов на расцвет.

Можно выделить несколько основных идей педагогики сотрудничества:

  • трудная цель – необходимо поставить перед учащимися более сложную цель, указать на ее исключительную трудность, но внушить уверенность, что цель обязательно будет достигнута, а тема хорошо усвоена в полном объеме;
  • опора – представляет не схему, а набор ключевых слов, знаков и прочих опорных сигналов, которые располагают особым образом, и они демонстрируют логику изучаемого материала как компактную образную, иногда разноцветную, опорную схему, которая значительно облегчает процесс запоминания и понимания материала и полностью исключает любую возможность зубрежки;
  • свободный выбор – ученикам может даваться сто задач, чтобы они самостоятельно могли выбрать для решения любые из них и любое количество. Свобода выбора – наиболее простой путь развития творческой мысли;
  • крупные блоки – материал сводят в крупные блоки, может быть увеличен объем изучаемого материала, легче устанавливаются логические связи, выделяется ведущая мысль и тенденция;
  • диалогические размышления – диалог педагога и учеников, доброжелательность и внимание к высказываниям учащихся, поощрение идей и мыслей учащихся, даже если они неудачные и неверные, поощрение активности учащихся, сотрудничество педагога и учеников в процессе поиска решения учебной проблемы, задачи, помогает развивать умственные способности.

Таким образом, сотрудничество – это в первую очередь позиция, точка отсчета в деятельности учителя. Ею определяется судьба ребенка, она же отражает педагогическое кредо педагога, в ней сконцентрированы духовные, интеллектуальные и даже физические силы учителя, степень его этической воспитанности.

Стоит упомянуть об индивидуальном подходе. Он рассчитан на всех учеников одновременно и создает атмосферу коллективной работы. Материал следует объяснять предельно четко и логично, применять наглядные блок-схемы, демонстрирующие логическую связь изучаемого материала, отвечая ученики могут опираться на блок-схемы, на дом задают задачи, аналогичные тем, которые давали на уроке. Результат – даже слабые ученики, но стремящиеся учиться, достигнут успеха. Позже, по мере овладения материалом, учащиеся могут самостоятельно творчески находить решения, во время проверки исправлять ошибки, но оценки не получают. Знания проверяют после того, как тему изучена всеми учениками.

Сейчас учителя реализуют дифференцированных подход к детям, учитывающий способности, степень овладения материалом предмета. Общий темп обучения при этом возрастает. Формируется резерв времени, рационально используемый в работе над сложными темами и разделами.

Педагоги-новаторы в ходе своей работы стремились к преодолению не связанности обучения и жизни.

Идеи, предлагаемые педагогами-новаторами, несут практическую пользу процессу обучения. Например, Педагог Ильин Е. И. предлагал уроки литературы заменить на уроки человековедения. А педагог-новатор Манская В. Н. в своей работе писала о важности творчества в профессии педагога.

Дата последнего обновления статьи: 28.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot