Педагогическое консультирование и его основные характеристики
Педагогическое консультирование - это тип консультативной работы, ориентированной на решение проблем психического развития подрастающего поколения, вопросов их полноценного обучения, воспитания и развития.
Педагогическое консультирование является областью педагогического знания и направлением педагогической деятельности. Оно включает в себя:
- Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов. В этом случае осуществляется консультирование по вопросам организации педагогического процесса, реализации педагогических функций отдельными педагогами и разработка структуры деятельности всех работников учебного заведения;
- Оказание учащимся помощи в реализации их образовательной деятельности, социальной адаптации и консультирование по вопросам их личностного развития;
- Работа по повышение педагогической компетенции родителей или опекунов;
- Консультирование сторонних лиц, принимающих то или иное участие в образовательной деятельности, заинтересованных в ее результатах;
- Консультирование руководителей образовательных учреждений по вопросам построения образовательной деятельности, координации работы всех звеньев и всех сотрудников.
Педагогическое консультирование можно охарактеризовать следующими чертами:
- Наличие консультанта, владеющего системой педагогических знаний и навыков, опытом педагогической деятельности и, способного донести эту информацию до других.
- Реализация профессионального педагогического взаимодействия в ходе оказания консультационной помощи.
- Составление шагов, последовательности действий, выбор методов и средств для решения актуальных педагогических проблем в ходе проведения педагогического консультирования.
- Оказание педагогом-консультантов косвенного влияния на педагогический процесс, педагогическую деятельность.
- Оказание услуг педагогического и управленческого характера в ходе консультирования.
- Педагогическое консультирование имеет разные субъекты и объекты, выбор которых зависит от конкретных педагогических задач, проблем, на решение которых ориентировано консультирование.
- Итогами консультирования является получение нового опыта педагогической деятельности.
Педагогическое консультирование позволяет не только решить актуальные проблемы реализации педагогической деятельности, но и сформировать опыт ее осуществления педагогами разного уровня и разработать новые подходы к реализации образовательной и воспитательной работы, выработать новые пути развития педагогов и учащихся.
Педагогическое консультирование особенно актуально на начальных этапах профессиональной деятельности педагогов, когда ему необходимо наставничество в выполнении своих профессиональных функций.
Виды педагогического консультирования
Педагогическое консультирование реализуется в следующих видах:
- Диагностирование проблемной ситуации. Такое консультирование помогает выявить проблемы реализации педагогической деятельности, сложности в учебном процессе отдельных учащихся и определить причины их появления и факторы, обуславливающие их возникновение.
- Экспертное консультирование. Оно связано с независимой оценкой деятельности образовательной организации и работы отдельных педагогов, а также, анализом отдельных аспектов педагогической деятельности, направлений реализации воспитательной и образовательной деятельности. Консультант проводит оценку и передает ее результаты управленческому составу учебного заведения, давая рекомендации по устранению проблем в работе и повышению качества образовательной деятельности.
- Методическое консультирование. Оно связано с разработкой консультантом методических рекомендаций по решению проблемной ситуации, составлению алгоритма работы педагогов и алгоритма действий учащихся в направлении повышения качества обучения и его целевой ориентации.
- Информационное просвещение. Такой вид консультирования связан с предоставлением информации педагогического характера, ориентированной на улучшение профессиональной деятельности, повышение качества учебного процесса, улучшение усвоения образовательной программы учащимися и иных направлений развития образовательной организации, педагогического состава, учащихся.
- Формирующее консультирование. Оно ориентировано на создание установок и образцов профессиональной деятельности педагогов, способов организации взаимодействия в учебном заведении между всеми субъектами образования и освоение инновационных стратегий развития учебного заведения, отдельных педагогов и учащихся.
- Психологическое консультирование. Оно ориентировано на решение психологических проблем реализации образовательной деятельности и создание благоприятной психологической среды в педагогическом процессе учебного заведения.
- Коррекционное консультирование. Оно ориентировано на устранение конкретных проблем в обучении, в поведении учащихся, в работе педагогов, во взаимоотношениях педагогов с учащимися и родителями, взаимоотношениях между учащимися.
- Внедрение опыта деятельности. Посредством педагогического консультирования происходит передача педагогического опыта и внедрение теоретических научных разработок в педагогическую практику.
Этапы реализации педагогического консультирования
Оказание консультационных педагогических услуг имеет поэтапную реализацию. Педагогическое консультирование включает в себя следующую последовательность действий:
- Исследование проблемных ситуаций. На данном этапе осуществляется выявление конкретных проблем и проводится их анализ консультантом.
- Установление взаимодействия с клиентом для получения более полной картины проблемной ситуации и ориентации его на работу. Проводится конкретизация проблемы и ее рассмотрение с разных сторон, а также изучаются потенциальные возможности лиц по решению данной проблемной ситуации, и формирование у консультанта понимания, каких итогов хочет достичь клиент в ходе оказания консультативной помощи.
- Разработка вариантов решения проблемы и их обсуждение с клиентом.
- Составление плана деятельности клиентом, посредством выбора наиболее реального варианта решения проблемы. Такой вариант должен отвечать возможностям педагога или учащегося, материально-техническим ресурсам, условиям реализации образовательной деятельности.
- Разработка инструктажа по реализации составленного плана деятельности.
- Подведение итогов консультирования. Оцениваются его результаты, достижение итогов, ожидаемых клиентом и формируется дальнейшая обратная связь т.е. консультант наблюдает за работой клиента над решением проблемы, который предоставляет данные о ее результатах и помогает при возникновении затруднений.