Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогический дизайн

Педагогический дизайн – это относительно новое понятие в современной образовательной системе. Потребность формировать качественные знания постоянно возрастает, а традиционные инструменты подходят только для достаточно простых и линейных методов подготовки. Таким образом возник педагогический дизайн – дисциплина, применяемая на стадии проектирования, создания и оценки обучающих материалов. В его основе лежит систематическое использование знаний, касающихся эффективной работы, выстраивания учебного процесса с открытой архитектурой, а также создание настоящей обучающей среды.

Задачи педагогического дизайна

Педагогический дизайн, как технология, относительно прост, согласно ему нужно только понять потребности учеников и определить цель обучения, а затем суметь донести знания и информацию с максимальной быстротой, точностью и эффективностью. При этом задачи педагогического дизайна обширны и не так просты, они включают следующие аспекты:

  • проанализировать потребности целевой аудитории, ее компетенции и ожидаемые результаты обучения;
  • определить цели и задачи учебного материала;
  • проанализировать и структурировать материал в соответствии с поставленными целями;
  • выбрать средства и методы учебной работы;
  • создать элементы, стиль и визуальный дизайн курса;
  • разработать тесты и заданий, средства контроля и сбора информации;
  • создать курс, используя соответствующие инструменты, или поставить задачи членам команды для разработки конкретных элементов;
  • загрузить курс в систему управления обучением;
  • разработать методы оценки результатов и эффективности материалов;
  • выработать решение для дальнейшего совершенствования учебного контента.

Этой последовательностью обеспечивается качественный рост учебного материала и оттачиваются формы его подачи.

Принципы педагогического дизайна

Основной задачей качественной и планомерной разработки учебного курса выступает максимально полная передача нужной информации в доступной для учащегося форме. Главная задача – четко воспринимать и применять полученные знания на практике. В основе педагогического дизайна лежат 8 принципов, сформулированных американским психологом Робертом Ганье, являющимся одним из основателей педагогического дизайна и автором книг по теории обучения. Они звучат следующим образом:

«Педагогический дизайн» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • привлечь внимание учащихся, мотивировать на обучение, пробуждать интерес к теме и методам;
  • объяснять цели и задачи обучения – формировать определенный уровень ожиданий от итогов самого процесса обучения;
  • представлять новый материал – наиболее сложная часть процесса, так как выборочное восприятие любого нового материала характерно для психики людей. Это значит, что нужно заранее предусматривать определенные элементы, которые дадут возможность удержать внимание учащихся на важных моментах и донести до него главную мысль проекта в максимально доступной форме;
  • сопровождать обучение – по сути, это представляет руководство учениками и семантического формирование установки на удержание полученного материала в долгосрочной памяти;
  • практика – нужно быстро, пока новые знания еще свежие, опробовать их в реальных условиях или просто подтвердить соответствующим экспериментом, что четко и эффективно связывает теорию с приложением знаний;
  • обратная связь – оценивать выбранной метод обучения и его эффективность невозможна без оперативного анализа. В связи с этим, еще на этапе разработки курса должна быть заложена максимально гибкая система обратной связи, при этом пригодятся результаты анализа целевой аудитории и ее возможностей;
  • оценивать успеваемость и общую эффективность учебного курса;
  • перевести в практическую плоскость, помочь ученикам сохранить знания и их правильно применять. В отличие от пятого принципа, здесь важно переносить практические навыки и новые условия, не заданные изначальными рамками курса. Это позволяет оценивать глубину усвоения знаний.

Этапы разработки учебных материалов

Наиболее часто во время разработки педагогического дизайна урока используют хорошо зарекомендовавшую себя модель ADDIE, которой весь процесс разбивается на 5 этапов.

  • первый этап – анализ – наиболее значимая часть разработки. Здесь выделяют ключевые элементы, изучают потребности учащихся и задачи учителей, формулируют измеримые и понятные цели обучения, оценивают целевую аудиторию и форму работы с ней, а также составляют список ожидаемых результатов. Благодаря тщательно проработанным целям можно определить необходимый инструментарий учебного курса, степень его наполненность интерактивными элементами и применимости уже имеющихся методик и материалов;
  • второй этап – проектирование – наиболее непредсказуемая стадия проекта. Здесь должны быть учтены все выводы стадии анализа и выработан общий план и структура материала, оформлена схема упражнений и оценок, визуальный ряд, интерфейс и общий дизайн, увязать несколько десятков различающихся компонентов. По сути, создается некоторый прототип, сценарий целого проекта, которым определяется воздействие каждого элемента на задачи, выделенные на первом этапе;
  • третий этап – разработка – основной технический этап любого проекта, когда все разработанные материалы занимают свое место в общей структуре, обрастают множеством новых элементов и логических связей, отлаживаются и притираются между собой. Здесь же может быть настроен выбор методов изложения материала, тон подачи, стиля, форма изложения отдельных элементов на основании целей всего проекта и особенностей аудитории. Также на данном этапе окончательно выстраивают ряд элементов общего контента, подбирают наиболее эффективные упражнения, вырабатывают формы обратной связи и проверки освоения материала (заданий и способов контроля), оттачивают интерфейс и связки, то есть правила перехода между отдельными темами и вопросами. Особое внимание уделяют четкости определения инструментария по подведению итогов проверки или практической работы, что дает возможность оценивать эффективность всего курса. Данный этап разработки представляет кропотливую, творческую работу, требующую со стороны создателей максимальной гибкости при выполнении жестких исходных требований;
  • четвертый этап – реализация – учебный курс выгружают в соответствующую систему управления обучением, либо на ресурс, посредством которого учащиеся будут получать доступ ко всем материалам. Несмотря на кажущуюся незначительность данного этапа, он дает возможность оценить применимость учебных материалов на практике. Именно здесь можно проверить, насколько урок или курс подходит для выбранной аудитории, получить первичные сведения, касательно его выполнения и эффективности, наладить связь с сообществом учащихся, что даст дополнительный материал, чтобы подготовить инструкции, сопроводительные документы и пр.;
  • пятый этап – оценка – после того, как накоплена первичная информация, касающаяся выполнения учебного курса, должна быть оценена его эффективность. Нужно соотносить поставленные на стадии анализа задачи и результаты, которые получили на практике. Оценивают также сами учебные материалы, достижение целей обучения, степень выполнимости того или иного типа заданий, а также их соответствие общей задаче. На основании этого дорабатывают курс в целом или ряд отдельных уроков, оценивают результаты учебной работы и намечают пути корректировки учебных материалов. В идеале данная стадия должна заканчиваться пересмотром требований к отдельным блокам и обновленной версии всего курса.
Дата последнего обновления статьи: 21.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot