Педагогический дискурс – это объективно существующая динамическая система ценностно-смысловой коммуникации субъектов образовательного процесса, функционирующая в образовательной среде.
Сущность и признаки педагогического дискурса логопеда
Педагогический дискурс логопеда, как и любой другой профессиональный дискурс имеет ряд характерных признаков.
Признаки педагогического дискурса логопеда:
- Общие институциональные признаки – включают в себя диалогичность (адресность), ситуативность, культурную обусловленность и жанровую специфику. Кроме того, данные признаки подразумевают наличие конкретного тематического общения между коммуникантами (специалистом и ребенком, нуждающимся в помощи).
- Частные институциональные признаки – включают в себя предметно-инструментальную специфику: вербальность реализуемой логопедом деятельности, наличие медико-педагогической сущности и специфичность сторон (с одной стороны взрослый – логопед, с другой стороны - ребенок, которому нужна помощь).
Сущность педагогического дискурса логопеда заключается в его вербальной природе. Именно на вербальном взаимодействии логопеда с ребенком, основана его профессиональная деятельность.
Принято различать три типа вербального взаимодействия логопеда с ребенком:
- Деверабльное взаимодействий – характеризуется минимумом использования речи в логопедической работе с ребенком. Основными средствами и приемами в данном случае являются: трудовая деятельность, физический труд, профессиональное искусство, спорт. То есть, взаимодействие между участниками дискурса являются фатическими.
- Конвербальное взаимодействие – сочетание речевых и неречевых действий в процессе логопедической деятельности.
- Вербальное (профессиональное) взаимодействие – в профессиональной деятельности логопеда, основным инструментом работы является слово.
Знаки профессионального педагогического дискурса логопеда
Особо необходимо отметить вербальное профессиональное взаимодействие логопеда, так как оно включает индивидуальные знаки его профессиональной самоидентификации. Все они зависят не только от поставленных профессиональных целей и задач логопеда, уровня его профессиональных знаний и мастерства, но и от особенностей личности.
Знаки педагогического дискурса логопеда:
- Прямые профессиональные знаки – идентификация специалиста как личности, то есть наличие на двери таблички с фамилией и именем, бейдж на одежде и т.д. То есть, наличие у специалиста знаков, которые представляют собой его профессиональную номинацию (фамилия, уровень образования, ранг, ученная степень и т.д.).
- Косвенные профессиональные знаки – проявляются в процессе взаимодействия ребенка (пациента) с логопедом, они представляют собой уровень его профессионализма. То есть, это речь логопеда, владение терминологией, поведение, соблюдение профессиональной этики и культуры. Именно из косвенных знаков складывается общее представление о логопеде, как о специалисте.
Помимо знаков, большое значение в педагогическом дискурсе логопеда имеет его профессиональная самоидентификация, которая может быть двух видов:
- Непосредственная профессиональная самоидентификация – представляется при личном взаимодействии ребенка (родителей) и логопеда. Во время посещения специалист наглядно демонстрирует свои профессиональные знания.
- Опосредованная профессиональная самоидентификация – представление профессионализма логопеда посредством рекламы, в которой перечисляются его возможности и направления деятельности. Сюда входит уровень образования, квалификация, профессиональная ориентация (работа с детьми, взрослыми и т.д.).
Специфика педагогического дискурса логопеда
Спецификой педагогического дискурса логопеда является его медико-педагогическая природа.
Медико-педагогическая природа дискурса логопеда заключается в следующем:
- Цель дискурса – применение собственных профессиональных знаний и умений в исправлении речевых нарушений у детей и взрослых. В достижении данной цели различают: медицинское – это процесс исправления, а применяемые способы исправления – это педагогическое.
- Диагностика речевых нарушений – осуществляется как в процессе вербального взаимодействия с ребенком (взрослым), так и посредством использования специальных диагностических методик.
- Установление контакта с ребенком (взрослым) – осуществляется посредством создания благоприятной психологической атмосферы, располагающей к общению.
- Формулировка профессиональных задач - задачи ставятся на основании установленного уровня и степени нарушений. В задачи входит не только профессиональная деятельность с ребенком, но и установление контакта с его родителями, для объединения совместных усилий.
- Мониторинг реализуемой логопедической работы – осуществляется для того, чтобы отследить изменения в речи ребенка, выявить положительные стороны проводимой работы, а также выявление и своевременное устранение недочетов.
Особенно в рамках педагогического дискурса логопеда необходимо остановится на рассмотрении постановки профессиональных задач. Это связано с тем, что именно от их последовательного решения зависит достижение цели и получение ожидаемого результата (корректировка речевых нарушений).
Принято выделять два типа профессиональных задач в логопедическом дискурсе:
- Профессиональные задачи для агентов – задачи, которые ставятся для специалистов, привлечение которых может быть необходимым в реализуемую коррекционную деятельность.
- Профессиональные задачи для клиентов – задачи, которые ставятся для осуществления непосредственной работы с ребенком и его родителям. Решение данных задач направлено на исправление нарушений речи.
Таким образом, логопедический дискурс относится к вербальной профессиональной деятельности, его специфика состоит в двойственной – медико-педагогической природе. В логопедическом дискурсе выделяются вербальные знаки профессиональной самоидентификации, постановки профессиональных задач и профессионального мониторинга. Медико-педагогический характер логопедического дискурса по-разному проявляется в общении логопеда с коллегами (медицинская составляющая дискурса) и с пациентами и их родителями (медико-педагогическая составляющая дискурса).