Методические основы преподавания японского языка в дошкольных образовательных учреждениях
Разработка методики преподавания иностранных языков в дошкольной и школьной педагогике изначально базировалась на методе комплексного познания, т.е. процесс обучения строился не только на изучении конкретного иностранного языка, но и на ознакомлении со страной – носителем языка, ее культурой и обычаями. Это положило основу формирования межкультурной методики изучения иностранного языка и заложило фундамент межкультурного взаимодействия.
Зарождение основ методики преподавания иностранных языков приходится на 30-е годы XX столетия.
Постепенно, методическая мысль в данном направлении развивалась. После Второй мировой войны происходит активное расширение набора методик обучения иностранным языкам. Одной из таких методик становится коммуникативный метод преподавания, который был разработан в 1970 году в Великобритании. Основы этого метода легли в систему преподавания иностранных языков практически во всех странах. Данная методика лежит в основе обучения японскому языку дошкольников, по сей день.
Суть методики коммуникативного обучения состоит в следующем:
- Применение японского языка в реальном коммуникативном общении.
- Уход от опоры на теоретические методы познания и ориентация на практическое освоение языка.
- Построение ситуативного общения для создания обстановки, близкой к культуре и коммуникациям Японского государства.
- Опора на двустороннее познание: познание языка через культуру страны и изучение культуру с помощью формирования лингвистической коммуникации.
- Межкультурный диалог – основа изучения Японского языка.
- Методика преподавания Японского языка опирается на ассоциативные связи, возникающие между словами.
Проблемы обучения японскому языку дошкольников
Обучение японскому языку, особенно детей дошкольного возраста, сталкивается с рядом проблем. Одной из них является недостаточный уровень лингвистической компетентности педагогических кадров. Обучение японскому языку в вузах осуществляется по специальным образовательным программам, которые не отводят достаточного количества времени на изучение языка. А японский язык требует больших временных ресурсов для его полноценного усвоения. Система письменности Японии является весьма сложной, особенно для освоения европейскими народами, которые привыкли к наличию буквенных символов в алфавите.
Что касается дошкольников, то у них трудности с восприятием письменной и устной японской речи возникают особенно часто. Мышление дошкольника сопоставляет изучаемый язык с родным, и это вызывает его колоссальное непонимание и непринятие. 50000 символов японского алфавита, представленных в виде иероглифов, с трудом поддаются восприятию детей. При этом, если уж и начинать изучение японского языка, то лучше это делать в дошкольном возрасте, поскольку дальше познание будет проходить гораздо сложнее, и работа над изучением языка будет более трудоемкой.
Следует также отметить, что в нашей образовательной системе наблюдается недостаток учебно-методической литературы, ориентированной на педагогические условия дошкольного и школьного образования. Учебные пособия, ориентированные на начальный этап изучения языка, разработаны без учета специфики национальных особенностей граждан страны и их коммуникативно-познавательных потребностей. Учебная литература, которая разработана Японией для иностранных граждан, не ориентирована на конкретную русскоговорящую аудиторию.
Все это приводит к тому, что основной задачей воспитателя ДОУ становится не применение учебного материала для обучения детей японскому языку, а поиск новых методов и средств его преподавания, творческий подход к деятельности, создание собственных методических разработок по обучению дошкольников основам японского языка и японской культуры.
Методы обучения дошкольников японскому языку
Несмотря на сложность преподавания японского языка и его восприятия детьми, современная педагогическая практика демонстрирует положительные итоги творческого подхода воспитателей к обучению дошкольников основам языка.
Процесс обучения японскому языку начинается с применения практических методов обучения. На дошкольном этапе развития актуально использование таких методов, как:
- Просмотр мультфильмов на японском языке. Как правило, выбираются такие мультфильмы, которые не содержат сложных лексических речевых оборотов, и речь героев является четкой и понятной. Ребенок должен воспринимать иностранную речь и сохранять ее в своей памяти. Кроме того, мультфильмы должны максимально отражать культуру страны, ее особенности, традиции, чтобы мотивировать ребенка к познанию языка. Немаловажен и выбор сюжета мультфильма, поскольку, он должен отвечать интересам и потребностям детей конкретной возрастной категории;
- Сюжетные игры. Такие игры предполагают перенос какой-то реальной сцены из жизни японского народа, либо сцены из детских книг, которая будет проиграна детьми и воспитателем на японском языке. Такие игры способствуют развитию навыков общения на японском языке, поскольку в ходе игрового действия, детям потребуется исполнять определенную роль, читать монологи и поддерживать диалоги. Для организации игрового действия требуются специальные атрибуты игры: костюмы, предметы интерьера, декорации;
- Организация онлайн-общения. Современные ДОУ оснащены компьютерной техникой и Интернет-ресурсами, поэтому в них можно организовать онлайн-общение воспитанников с носителями языка. Это сделает процесс познания языка более продуктивным, поскольку ребенку будет интересно пообщаться со сверстником, принадлежащим к другой культуре. Кроме того, он попадает в ситуацию реального общения, для чего потребуется восприятие реальной иностранной речи на слух и формулирование собственных фраз на японском языке для поддержания диалога.