Нравственное воспитание младших школьников – это педагогический процесс взаимодействия педагога и детей, направленный на формирование нравственных качеств личности.
Именно нравственное воспитание является стержнем в системе гармоничного и всестороннего развития личности.
Возрастные особенности младших школьников
В процессе педагогической работы, направленной на нравственное воспитание младших школьников, в первую очередь необходимо учитывать возрастные особенности детей.
К возрастным особенностям младших школьников относятся:
- Склонность к игровой деятельности. Несмотря на то, что в этом возрасте ведущей деятельностью выступает учебная, дети еще проявляют интерес к играм. В игровой форме младшим школьникам легче понять учебный материал, проще усвоить правила поведения в обществе и т.д. В процессе работы с детьми, эффективно использование игровых элементов (физкультурные минутки, считалочки и т.п.)
- Переключаемость внимания. Дети младшего школьного возраста не могут долго заниматься монотонной деятельностью, им сложно удерживать внимание на одном предмете. Поэтому в работе с детьми младшего школьного возраста необходимо часто менять вид деятельности. Занятия должны быть интересными и занимательными. Здесь прослеживается связь с первым пунктом, чтобы привлечь внимание детей и сделать процесс обучения легче, возможно использование игровых приемов.
- Нет достаточной четкости в связи прошлого опыта и нравственных представлений.
- Несовпадение норм поведения и личных желаний ребенка. Противоречивость между знаниями «как нужно» и реальными поступками. Довольно часто дети знают, как необходимо вести себя, как поступить в той или иной ситуации, но при этом поступают и делают иначе, против правил.
- Неравномерность норм общения (со сверстниками, взрослыми, в быту, в школе и т.д.).
Цель, задачи и сущность нравственного воспитания
Основная цель нравственного воспитания — формирование перехода моральных норм в личные жизненные убеждения, гармоничное развитие личности, развитие духовного и материального потенциала.
Конечным итогом нравственного воспитания ребенка младшего школьного возраста является становление его нравственной культуры.
В широком смысле цели нравственного воспитания заключаются в следующем:
- формирование нравственных ценностей у ребенка;
- соблюдения единства практических и воспитательных задач;
- формирование основ нравственности и морали;
- формирование гуманизма;
- расширение нравственного кругозора ребенка;
- формирование потребности к самосовершенствованию.
Содержание нравственного воспитания состоит из следующих категорий:
- Отношение к Родине (формирование таких качеств как патриотизм, толерантность, гражданская позиция и т.д.).
- Отношение к окружающим (качества: коллективизм, гуманность, культура общения и т.д.).
- Отношение к себе (формирование личных качеств);
- Отношение к труду (качества: трудолюбие, дисциплинированность, ответственность)
- Отношение к природе и культурным достояниям (качества: экологическая культура, заботливость, бережливость).
В общем, нравственное воспитание, многогранно и включает в себя множество категорий и качеств личности, которые охватывают все сферы жизни человека и общества.
Поставленная цель нравственного воспитания детей младшего школьного возраста достигается путем решения следующих задач:
- развитие нравственного сознания ребенка (формирование мотивов и целей поведения);
- развитие нравственных качеств личности (формирование норм и навыков морального поведения);
- формирование эталона поведения.
Отдельной задачей выделяют формирование волевых качеств: целеустремленности, смелости, решительности, упорства, воли к победе.
Условия нравственного воспитания младших школьников
Эффективность нравственного воспитания детей младшего школьного возраста возможна при создании следующих педагогических условий:
- Целенаправленность педагогического процесса. Процесс нравственного воспитания имеет конкретную цель, которая достигается путем взаимодействия педагога и детей.
- Организованная деятельность. Работа педагога по нравственному воспитанию младших школьников – это организованная работа с детьми, которая может быть коллективной, групповой, индивидуальной. Воспитательный процесс должен быть заранее запланирован на определенный промежуток времени, иметь промежуточные цели и задачи.
- Направленность методов и приемов работы. В процессе нравственного воспитания педагог использует методы, формы и приемы работы с детьми, исходя из их возрастных особенностей, а также целей и задач нравственного воспитания. Возможно использование в работе одного метода или формы, либо же их комплексное применение.
- Комплексность воспитательного процесса. Процесс нравственного воспитания будет максимально эффективным, в случае если он осуществляется совместно с иной деятельностью (учебной, внеклассной, в рамках различного рода мероприятий и т.д.).
- Учет особенностей и потребностей каждого участника воспитательного процесса. Процесс нравственного воспитания должен быть направлен на развитие и воспитание всех детей, но при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка.
- Непрерывность. Процесс нравственного воспитания должен быть непрерывным, последовательным, поэтапным.
Важным педагогическим условием нравственного воспитания детей младшего школьного возраста является то, что он должен осуществляться добровольно и осознанно со стороны каждого участника процесса (особенно детей). Ребенок должен проявлять желание овладеть теми качествами, на которые направлен процесс воспитания. То есть, педагог, в первую очередь, должен сформировать у ребенка мотив на нравственное воспитание собственной личности.