Необходимость формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОО
Коммуникативные навыки – это навыки правильного и продуктивного взаимодействия с окружающими.
Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) – это нарушение психического или физического здоровья.
Необходимость формирования коммуникативных навыков у детей с ОВЗ не вызывает сомнения. Это обусловлено тем, что именно коммуникативная деятельность представляет собой важнейший способ получения информации от окружающих, оказывающей необходимое воздействие на формирование личности ребенка, развитие у него эмоциональной и познавательной сфер. Особую значимость это имеет для коррекции недостатков в развитии у детей с ОВЗ.
Дети с ОВЗ испытывают особенные трудности в формировании коммуникативных навыков. От уровня нарушения зависит и развитие коммуникативной деятельности. В этой связи, подход к данной проблеме должен быть комплексным, то есть учитывать не только индивидуальные и возрастные особенности ребенка, но и уровень имеющихся у него нарушений и отклонений.
В основе коммуникативных навыков заложено общение, которое для ребенка с ОВЗ зачастую является достаточно сложной деятельностью, так как требует овладения рядом специфических знаний и умений, недоступных в силу наличия нарушений или отклонений в развитии.
Значимость формирования коммуникативных навыков заключается еще и в том, что именно они лежат в основе успешной социализации личности ребенка. В случае, если ребенок с ОВЗ испытывает трудности в общении, у него возникают и сложности во взаимоотношениях с окружающими людьми и обществом.
Особое значение для формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, имеет период в возрасте от 5,6 – 7 лет (старший дошкольный возраст).
Старший дошкольный возраст – это сензитивный период, в рамках которого осуществляется развития сложных по строению и структуре коммуникативных связей между детьми, формирование умения общаться и взаимодействовать с отдельным ребенком, коллективом детей и взрослыми.
Именно в старшем дошкольном возрасте осуществляется становление и развитие полноценной и гармонично развивающейся личности.
Одной из основных целей, стоящих перед педагогом, осуществляющим работы с детьми с ОВЗ, является выбор наиболее эффективных средств коммуникации. От данных средств зависит успешность воспитательно-образовательного процесса.
Основным педагогическим условием эффективного развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОО, является усиление мотивации воспитанников на речевую деятельность. Это достигается посредством переработки и адаптации речевого материала, в соответствии с установленными речевыми нарушениями у детей старшего возраста с ОВЗ. Использование специального речевого материала будет мотивировать детей на коммуникативную деятельность и оказывать положительное влияние на ее развитие.
Таким образом, при организации специальной коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ коммуникативных навыков в условиях современного ДОО, особое значение имеет создание необходимых педагогических условий.
Педагогические условия и подходы в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, в условиях ДОО
Основные педагогические условия формирования и развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях современного ДОО:
- Создание благоприятного эмоционального климата в группе, где воспитываются и обучаются дети с ОВЗ.
- Установление доверительных взаимоотношений с каждым воспитанником, основанных на взаимном уважении.
- Установление эмоционально-комфортного климата в детском коллективе.
- Установление содержательного и личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.
- Поддержка детской инициативы в коммуникативной деятельности.
- Оснащение предметно-развивающей среды необходимыми речевыми материалами, пособиями, игрушками и т.д. Постоянно ее обновление и обогащение.
- Использование в работе с детьми с ОВЗ подходов, соответствующих их уровню развития, их возможностям и потребностям в общении.
Подходы по формированию у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ коммуникативных навыков в условиях ДОО:
Подходы по формированию коммуникативных навыков, основанные на игровой деятельности. Данный подход отличается высокой результативностью, так как игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста. С целью разнообразия коррекционно-образовательной деятельности, педагог интегрирует и внедряет игровую деятельность в повседневную жизнь ребенка.
Помимо положительного влияния на формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, использование игровой деятельности, в различных сферах жизнедеятельности ребенка, способствует его нормальному психологическому развитию и эмоциональному состоянию.
Проектная деятельность – является одним из ведущих средств по обеспечению успешного социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Цель проектов: вовлечение каждого ребенка в активный познавательный творческий проект, создание условий для формирования у детей положительного самоощущения; уверенности в своих возможностях, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, планировании совместной работы.
Таким образом, создавая условия для развития коммуникативных навыков в ДОО для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, можно убедиться, что ребёнок с особыми образовательными потребностями должен быть вовлечен в целостный процесс развития, воспитания, социализации, обучения, несмотря на физические, интеллектуальные и личностные особенности.