Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогические методы коррекции агрессивного поведения школьников

Сущность понятий «агрессия», «агрессивность»

Определение 1

Агрессия – это проявление агрессивности в деструктивных действиях, цель которых – нанести вред тому или иному лицу.

Определение 2

Агрессивность – это одно из свойств личности, которое заключается в готовности и предпочтении использовать насильственные средства, чтобы реализовать собственные цели.

Под агрессивным поведением обычно понимают мотивированные внешние действия, которые нарушают правила и нормы сосуществования, наносящие вред, причиняющие страдания и боль людям. Работая с агрессивным поведением, нельзя забывать об эмоциональном компоненте агрессивного состояния. Это чувства, и в первую очередь, гнев. Однако агрессию не всегда сопровождает гнев, и агрессию вызывает не всякий гнев. Волевой компонент также имеет значение в ходе работы с агрессией.

Замечание 1

Детей нужно учить навыкам саморегуляции с целью преодоления импульсивности.

При этом нужно объяснять детям, что агрессия необходима человеку в определенных ситуациях. Выражаясь в приемлемой форме, агрессивность играет важную роль в способности адаптироваться к окружающей обстановке, добиваться успеха, так как часто агрессивность выступает как способ самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения целей.

Классификация агрессии

Разработано несколько классификаций видов агрессии:

  • по направленности на объект выделяют: гетероагрессию, направленную на окружающих, и аутоагрессию, направленную на себя;
  • по причине появления выделяют реактивную агрессию, которая является ответной реакцией на какой-либо внешний раздражитель, спонтанная агрессия проявляется без видимой причины, обычно на это влияют какие-либо внутренние импульсы;
  • по целенаправленности выделяют инструментальную агрессию, совершаемую в качестве средства достижения результата, а также целевую агрессию, выступающую в качестве заранее запланированного действия, цель которого – нанести ущерб или вред объекту;
  • по открытости проявления: прямая агрессия, направленная непосредственно на объект, который вызывает раздражение, возбуждение или тревогу, и косвенная агрессия – обращена к объектам, не вызывающим непосредственное раздражение и возбуждение, но более удобное для проявления агрессии – они доступны и проявлять их в адрес агрессии безопасно;
  • по форме проявления выделяют: вербальную агрессию – выражена словесно, экспрессивную – невербально проявляется: в мимике, жестах, интонаций голоса, физическую – непосредственное использование силы, чтобы нанести физический или моральный ущерб.
«Педагогические методы коррекции агрессивного поведения школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Необходимо отметить, что человек обычно проявляет сразу несколько типов агрессии, которые постоянно меняются, переходя из одного вида в другой.

Формирование детской агрессивности

В первые годы жизни, ребенок полностью зависит от своих родителей: они его кормят, защищают, обслуживают и оберегают. Один из механизмов привлечения ребенком внимания к себе выступает агрессивность. В связи с чем, первые проявления агрессивности отмечаются уже на третьем месяце жизни: он стучит ножками, бьет ручками, привлекая к себе внимание. Родители могут по-разному реагировать на такие действия ребенка, но есть виды реакции, из-за которых ребенок будет расти чрезмерно агрессивным:

родители выполняют все требования ребенка, родители совсем не обращают на него никакого внимания.

Ребенок, попав в ситуацию, когда его потребности не удовлетворили, будет реагировать негативными эмоциями – гневом, яростью, тревогой, страхом. Чтобы восстановить психологический комфорт, ребенку необходимо изменить ситуацию в нужном ему направлении или восстановить свое эмоциональное равновесие, несмотря на неблагоприятную ситуацию. У детей еще не сформированы управляемые механизмы психологической защиты. Поэтому дети всеми силами стремятся изменить ситуацию, часто с помощью агрессии. Если такое поведение вызывает неодобрение со стороны взрослого, то ребенок стремится контролировать проявления агрессии.

Иными словами, формирование агрессивного поведения ребенка во многом зависит от окружающих его взрослых, то есть от того, как они будут реагировать на поведение ребенка и личного примера взрослых.

Коррекция детской агрессивности

Любая коррекционная работа психолога начинается запросом о трудностях, возникших в поведении ребенка. Запрос может быть со стороны родителей или педагогов. После запроса, проводят диагностику методом наблюдения, опроса или анкетирования.

После того, как проведена диагностика, переходят к непосредственно коррекционной работе.

Многочисленными исследованиями показано, что агрессивные дети выходят чаще всего из семей, в которых отмечены агрессивные взаимоотношения. В связи с чем особую роль приобретает семейная терапия – метод восстановления функционального единства семьи через нормализацию отношений и психического здоровья всех ее членов.

Успех семейной терапии обеспечивает:

  • осознание родителями причин агрессии ребенка;
  • паритетное участие всех членов семьи в психокоррекции;
  • выполнение рекомендаций специалиста;
  • соблюдение мира в семье во время проведения коррекционных мероприятий;
  • сочетание семейной терапии и индивидуальной или групповой форм помощи.

Индивидуальная работа с агрессивными детьми включает несколько методов:

  • игры (чаще применяются с детьми младшего возраста);
  • изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую группу;
  • творческое самовыражение;
  • сублимирование агрессии в социально-одобряемые типы деятельности;
  • сублимирование агрессии в спорт;
  • участие в тренингах.

Индивидуальная работа – важный этап коррекционной деятельности, так как психолог имеет возможность подробно изучить причины возникновения агрессивного поведения ребенка, помочь ему в решении индивидуальных проблем.

После проведения семейной и индивидуальной терапии, приступают к этапу групповой терапии. Для этого необходимо, чтобы семейные отношения улучшились, ребенок начал понимать, что агрессивное поведение – не конструктивное и был заинтересован в дальнейшем результате.

Цель групповой терапии – восстановить психическое единство личности через нормализацию отношений. Основная терапевтическая задача – эмоционально реагировать на конфликтные ситуации в группе и дезактуализировать угрожающие образы в сознании ребенка через их условное представление в игре.

Дата последнего обновления статьи: 03.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot