Формы реализации педагогической практики в начальной школе
Педагогическая практика – это обязательное направление учебной деятельности студентов педагогических факультетов, ориентированное на получение практического опыта применения своих теоретических знаний в реальных условиях педагогического процесса.
Студенты проходят практику для того, чтобы получить реальные представления о своей будущей профессиональной деятельности. практика способствует:
- Углублению и закреплению теоретических знаний студента.
- Созданию условий, приближенных к реальной профессиональной деятельности.
- Выработке навыков будущей профессиональной педагогической деятельности по конкретному направлению.
- Осознанию сути и значимости педагогической профессии.
- Пониманию содержания работы педагога.
Педагогическая практика в начальной школе ориентирована на формирование у студентов профессиональных навыков работы с учащимися младшего школьного возраста. Студенты получают представление о том, каким образом организуется процесс обучения в начальной школе, изучают его особенности, учатся самостоятельному планированию своей работы и построению взаимоотношений с детьми, другими педагогами, управленческим составом школы. Кроме того, практика позволяет студенту осознать свою причастность к педагогике и понять, что преподавание в начальной школе – это действительно то, чего он хочет и к чему стремиться или же, пересмотреть свой выбор.
Педагогическая практика входит в программу обучения студентов магистратуры педагогических факультетов. Ею прохождению предшествуют разнообразные курсы, ориентированные на подготовку учащихся к взаимодействию с учащимися начальных классов. Например, это психология развития младшего школьника, теория преподавания русского языка и литературы в начальных классах, технология реализации обучения по направлению «искусство» и т.д.
Практика занимает период около двух месяцев. Она может быть реализована в:
- Концентрированной форме – непрерывное прохождение практики. Студент занимает должность педагога начальной школы в течение определенного временного промежутка.
- Рассредоточенной форме – частичное прохождение практики, чередующееся с изучением теории по дням недели, неделям, месяцам.
- Комбинированной форме – практика сочетает в себе элементы непрерывности и частичности. Их гармоничное сочетание дает лучший практический эффект.
Стадии прохождения практики в начальной школе
Педагогическая практика в начальной школе реализуется в несколько стадий:
- Ознакомительная стадия. Происходит ознакомление студента с его работой и ее особенностями. Руководитель практики составляет план деятельности практиканта на определенный период, готовит конкретные мероприятия, которые должны быть реализованы, знакомит студента со схемой прохождения учебных занятий. Студенту дается понимание о целевом назначении практики, предоставляется инструкция по ее прохождению. Происходит ознакомление с инструкцией по технике безопасности, проводятся консультационные занятия с другими педагогами. Студент оформляет дневник прохождения практики и знакомится с правилами его заполнения.
- Деятельностная стадия. Студент переходит к реальным действиям. Он посещает уроки других педагогов начальных классов данного учебного заведения, анализирует их работу, перенимает какие-то приемы общения и преподавания, изучает организацию внеклассной работы и начинает свою практическую деятельность с проведения внеклассных мероприятий. Это позволит студенту лучше узнать учащихся, установить с ними контакты. Затем, студент приступает к планированию проведения собственного учебного занятия, проводит их. Студент готовит для учащихся домашнее задание и проверяет его, собирает тетради для проверки работы учащихся на уроке, анализирует индивидуальные потребности каждого учащегося и выявляет тех, с которыми требуется провести дополнительные занятия, консультации, беседу во внеурочное время. Кроме того, в течение рабочего дня необходимо посещать группы продленного дня для наблюдения за учащимися своего класса, которые посещают их и оказания им помощи.
- Заключительная стадия. На этой стадии студенту необходимо подготовить отчет по практике, полностью заполнить дневник практики, подписать и заверить все документы. Практикант делает анализ прохождения своих учебных занятий и внеклассной работы, предоставляет на проверку конспекты своих занятий, составляет отчет о проведении родительского собрания и его итогах. В завершении проводится заключительная конференция по практике, на которой подводятся итоги практической деятельности студента.
Рисунок 1. Примерная схема педагогического дневника. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Отчет о педагогической практике. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Структура и содержание педагогической практики
По своей структуре, практика педагога начальной школы состоит из двух основных частей:
- Научная часть. Она связана с написанием научной работы студента. Практика студента должна быть связана с темой его работы и ориентированной на сбор информации по ней т.е. студент должен использовать данные практики в своей работе. Например, провести какой-то анализ, привести статистические данные по успеваемости младших школьников данного учебного заведения по конкретной дисциплине и др.
- Педагогическая часть. В ней, студент обучается организации учебных занятий в младшей школе, учится разрабатывать дидактические материалы, выбирать методы проведения уроков, с учетом современных требований федеральных стандартов. Работа практиканта должна быть реализована под руководством опытных профессиональных педагогов с предоставлением большого фронта самостоятельности.
Содержание педагогической практики в начальной школе включает в себя:
- Знакомство со структурой образовательного процесса в начальной школе;
- Знакомство с ФГОС и образовательной программой по конкретной дисциплине;
- Знакомство с содержанием курса дисциплины;
- Знакомство с формами проведения уроков в начальной школе и методами преподавания;
- Выбор учебных пособий для проведения собственных занятий;
- Разработку методических рекомендаций;
- Формирование практических навыков реализации отдельного учебного занятия и внеклассных мероприятий;
- Полное или частичное самостоятельное проведение уроков в начальной школе;
- Аналитическую работу по практике: анализ своей деятельности и подведение итогов, составление перспектив своего развития, как профессионального педагога.